Loretta | Дата: Среда, 11.04.2012, 18:08 | Сообщение # 1 |
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
| В последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу детского воровства, агрессивности детей, их подавленного настроения, повышенной тревожности, пропусков занятий в школе и бродяжничества. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина такого отклоняющегося поведения - это новый вид зависимости – компьютерный. Родители жалуются на то, что компьютерные игры стали основным интересом детей, подчиняющим поведение, заполняющим всё свободное время и блокирующим развитие других интересов. • Следует помнить о том, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим. Неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлеченность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной деятельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни. • Учитывая такие возрастные особенности детей и младших подростков, как слабая волевая регуляция, а также низкая учебная мотивация учащихся 7-9 классов, становится очевидным, что компьютерные игры провоцируют систематические прогулы занятий, психологический отрыв от школы со всеми вытекающими последствиями. Безусловно, школа не конкурентноспособна с такой формой развлечений и времяпрепровождения в виртуальном мире. Основными критериями, определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие: • беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подвленного до эйфорически-приподнятого, болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение; • ухудшение памяти, внимания; • снижение успеваемости, систематические прогулы занятий; • ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи; • уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела; • пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка; • появляющиеся изворотливость, лживость; • неопрятность, неряшливость, не характерные ранее; • приступы депрессии, страха, тревоги.
Причины формирования игровых зависимостей у подростков: - индивидуальные и возрастные психологические особенности личности подростка; - доступность возможностей играть - повышенная тревожность и обостренное чувство одиночества; - наличие проблем, с которыми трудно справиться; - влияние ближайшего окружения; - ошибки семейного воспитания и др.
КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА
Как распознать, что ребенка слишком увлек виртуальный мир?
Клинический психолог Московского НИИ психиатрии Юлия МОЛЧАНОВА:
- Прежде всего - по сужению круга интересов и увлечений. Подростки начинают прогуливать занятия, лгут, подозрительно быстро делают домашнее задание, остальное время, занимаясь компьютером. Они воспринимают игру как реальную вещь: сильно огорчаются, если проигрывают, бешено радуются виртуальным победам. А при общении в чатах все дальше отходят от своего реального образа, погружаясь в вымышленный мир фантазий о себе. Влечение к виртуальным процессам начинает забивать естественные влечения, даже потребность в пище: перехватив что-то на скорую руку из холодильника, они усаживаются перед монитором.
Пристрастие к компьютеру у детей и подростков часто возникает из-за того, что им не хватает живого общения с родителями и сверстниками. Компьютер становится главной ценностью в жизни, другом, открывающим новый мир - взамен того, который не смогли им открыть родители и общество.
А многие компьютерные игры опасны. В большинстве из них неизбежная составляющая - убийство, причем красочное, изощренное и без той условности смерти, что есть в реальных играх детей, скажем, в войну. А ведь игра по своей природе несет функцию обучения, репетиции жизни. В результате у 14 - 15-летнего подростка формируется эмоциональное принятие насилия как увлекательного и полезного занятия. С другой стороны, победы над ситуациями в компьютере даются много чаще и легче, чем в реальной жизни. Человек просто разучивается жить, теряет ориентиры в мире и в себе, самоутверждаясь в виртуальных успехах и ролях.
Компьютерная зависимость является серьезной проблемой социально-экономического характера, затрагивающая все большее и большее количество людей. По разным оценкам, различными видами компьютерной зависимости страдают до 10% всех пользователей персональных компьютеров и сети Интернет во всем мире. В некоторых странах (Китай, Северная Корея) проблема компьютерной зависимости вышла на государственный уровень и взята под контроль правительства. Лечение компьютерной зависимости – сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины. Главную роль в лечении компьютерной зависимости играет социальная реадаптация пациента, которая возможна только при участии квалифицированных специалистов психологов и психотерапевтов. Применение различных лекарственных препаратов в лечении компьютерной зависимости дополняет психотерапию и помогает закрепить полученные результаты.
Различные препараты нетрадиционной медицины с успехом используются для лечения различного вида зависимостей, в том числе и компьютерной. Основной характеристикой этих препаратов является их способность устранять нарушения обмена веществ организма и восстанавливать равновесие между различными системами организма. Психотерапия является основным методом лечения различных видов зависимостей. Целью психотерапии является устранение психологического конфликта (таковой имеется в большинстве случаев), приведшего к возникновению компьютерной зависимости и социальная реинтеграция больного. Сеансы психотерапии проводятся врачами специалистами в специально оборудованных для этих целей кабинетах или на дому. Для того чтобы сеансы психотерапии были эффективными необходимо согласие больного на их проведение и желание больного сотрудничать с врачом. «Навязанные» сеансы психотерапии, проводимые против воли больного, не имеют никакого положительно эффекта, а только усугубляют проблему. В процессе психотерапии врач психотерапевт помогает больному осознать патологическую суть его привязанности к компьютеру, Интернету или электронным играм, при этом важно избежать возникновения у больного чувства вины. Напротив, целью врача является пробуждение здорового критического отношения больного к его патологическому пристрастию. Социальная реадаптация больного предусматривает выяснения причин нарушения связей больного с обществом и принятие мер по их устранению. В случаях неэффективности психотерапии или отсутствия возможности ее проведения, в целях лечения компьютерной зависимости может быть использован гипноз. Советы родителям по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком. Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращения внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.).
Попробуйте определить, если ли у Вас компьютерная зависимость. Будьте предельно откровенны перед собой.
Шкала Интернет-зависимости. Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение. 1.А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет. 1. Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение.
2. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно. 2. Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете.
3. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета. 3. Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе.
4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете. 4. Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете.
5. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете. 5. Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
6. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит. 6. Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем.
7. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни. 7. Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться.
Ключи. Интернет-зависимость - один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием. Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» - 0 баллов. Нормы (на выборке в 175 человек в возрасте от 15 до 21 года): склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше, не склонными к Интернет-зависимости – с баллом 0 по этой шкале. Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале.
Шкала разработана Анастасей Жичкиной.
|
|
| |