Воскресенье, 23.04.2017, 08:29
Приветствую Вас Гость | RSS


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 141  
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Адрес ОУ: 195030, ул. Коммуны, дом 32, корпус 4, литер "А"

 

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: pep-spb 
Школьный форум » Персональные страницы учителей » Попова Елена Петровна » =ЭКОНОМИКА 9 класс
=ЭКОНОМИКА 9 класс
pep-spbДата: Понедельник, 17.10.2016, 12:48 | Сообщение # 1
Учитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 141
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
Учебник в электронном виде можно скачать здесь

Домашнее задание нужно выполнить в тетради.

Вопросы к домашнему заданию по экономике на 21 октября 2016.
к параграфу 1:
1. Назовите два значения термина «экономика» в русском языке.
2. Что означает «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого?
3. Назовите главных действующих лиц экономики.
4. Как называется всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд?
5. Почему экономическая наука изучает не объективные процессы?
наподобие природных явлений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных
ситуациях?
6. На какие виды принято подразделять экономики в свете микроэкономических процессов?
7. Какие экономические процессы относятся к макроэкономике?

к параграфу 2:
1. На какие две группы экономическая наука разделяет все жизненные блага?
2. Что такое Даровые блага?
3. Что такое Экономические блага?
4. В чём истинный источник нынешнего благосостояния и могущества
народов Земли?
5. Что используют люди для производства жизненных благ?
6. Назовите три основных вида факторов производства.
7. Что покупается для организации производственной деятельности?
8. Что такое Труд?
9. Что мы подразумеваем, говоря о земле, как факторе производства?
10. Из чего состоит капитал?
11. Чем обычно измеряют объём капитала?
12. Что обозначается словом "предпринимательство"?
13. Перечислите способности, которыми должен быть наделён предприниматель.
14. Почему наемный руководитель не может быть назван предпринимателем?
15. Что в экономике понимается под информацией?
16. Перечислите разные типы и уровни специализации.
17. Перечислите важнейшие принципы специализации.
18. Что такое "специализация"?
19. Что такое "производительность"?
 
pep-spbДата: Понедельник, 17.10.2016, 13:06 | Сообщение # 2
Учитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 141
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
§ 1. Что такое экономика

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит разобраться во многих
проблемах экономики. И самое первое, что нам надо сделать, —
выяснить, что же слово «экономика» означает. Задача эта тем более существенна,
что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.
Во-первых, так называют способ организации деятельности людей,
направленной на создание благ, необходимых им для потребления
. Синонимом
этого значения является понятие «хозяйство».
Во-вторых, «экономика» (или «экономике» — как принято писать в
англоязычных странах) обозначает науку, которая исследует, как люди
используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих
неограниченных потребностей в жизненных благах
. Само название
этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем
соединения двух слов: «эйкос» — «хозяйство» и «номос» — «закон»,
так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает
«законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение
людей, то она относится к категории общественных (социальных)
наук, так же, как история или философия, хотя применяемые в ней методы
исследования предполагают более широкое использование математики
и разнообразных графиков. Некоторые из них вы встретите и
на страницах этого учебника — с их помощью вам будет легче разобраться
в сущности различных экономических процессов и логике поведения
участников хозяйственной деятельности.
Экономика — наука, изучающая поведение участников процесса хозяйствен-
ной деятельности.

В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы
и государство.
Они взаимодействуют между собой, координируя
свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов
производства (т. е. ресурсов, с помощью которых можно организовать
производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно
потребляются людьми).
Трудно переоценить роль, которую играют в экономической жизни
общества фирмы и государство.
И все же главные действующие лица экономики — человек, семья.
Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд людей, их конкретных
потребностей в благах и должна осуществляться хозяйственная
деятельность в любой стране.

Блага — все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.


Кроме того, деятельность и фирм, и государственных организаций,
равно как и события на тех или иных рынках, определяется решениями,
которые принимают люди.

Вот почему экономическая наука изучает не объективные процессы
наподобие природных явлений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных
ситуациях. Это поведение определяется субъективными
желаниями и интересами людей, формирование которых имеет общие
рациональные основания. Исследуя их, экономическая наука помогает
людям, фирмам и государству лучше предвидеть последствия своих решений
в сфере экономики.
Принято различать:
1) экономику семьи (т. е. экономические процессы, связанные с хозяйством,
которое ведет одинокий человек или группа близких людей,
живущих вместе);
2) экономику фирмы (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью
организаций, производящих блага для продажи);
3) экономику региона (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью
фирм, расположенных в определенном регионе страны, и
людей, которые там живут);
4) экономику рынков факторов производства, товаров и услуг (т. е. экономические
процессы, связанные с куплей-продажей благ, непосредственно
потребляемых людьми или используемых для организации деятельности
фирм);
Факторы производства — ресурсы, используемые людьми для создания жизненных
благ.

5) общеэкономические процессы (т. е. процессы, которые влияют не
только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка,
но и на всю экономическую жизнь страны в целом).
Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим
термином «микроэкономика», тогда как изучение общеэкономических
процессов — забота макроэкономики.

В учебнике нас ждет знакомство именно с тем, как устроена хозяйственная
жизнь общества, какие проблемы она порождает и как себя
ведут люди, решая эти проблемы.

Вопросы к домашнему заданию по параграфу 1:
1. Назовите два значения термина «экономика» в русском языке.
2. Что означает «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого?
3. Назовите главных действующих лиц экономики.
4. Как называется всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд?
5. Почему экономическая наука изучает не объективные процессы
наподобие природных явлений, а поведение людей в тех или иных хозяйственных
ситуациях?
6. На какие виды принято подразделять экономики в свете микроэкономических процессов?
7. Какие экономические процессы относятся к макроэкономике?
 
pep-spbДата: Понедельник, 17.10.2016, 13:11 | Сообщение # 3
Учитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 141
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
§ 2. Основы хозяйственной жизни человечества

Все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но
лишь люди научились добывать блага, необходимые для удовлетворения
своих потребностей, в объеме и ассортименте большем, чем может
дать дикая природа.
Не все блага, впрочем, приходится реально добывать — воздух, например,
мы не производим, он дарован нам природой. И поэтому экономическая
наука разделяет все жизненные блага на две группы:
1) даровые блага;
2) экономические блага.


Даровые блага — это те жизненные блага (преимущественно природные),
которые доступны людям в объеме куда большем, чем величина
потребности в них. А потому их не надо производить, и люди могут потреблять
их бесплатно. Именно к этой группе благ относятся воздух, солнечный свет, дожди, океаны.
Даровые блага — блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей,
а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих
благ для других.
И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет
не даровых, а экономических благ, т. е. тех товаров и услуг, объем которых:
1) недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной
мере;
2) может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства,
т. е. тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен;
3) приходится тем или иным способом распределять.

Экономические блага — средства удовлетворения человеческих потребностей,
доступные людям в меньшем объеме, чем объем этих потребностей.
И если люди живут сейчас лучше, чем в древности, то это достигнуто
благодаря увеличению объема и улучшению свойств именно этих благ( продовольствия, одежды, жилья и т. д.).

Человечество добилось этого вовсе не потому, что изобрело колесо,
приручило диких животных, создало земледелие и научилось обращаться
с огнем. Истинный источник нынешнего благосостояния и могущества
народов Земли — чрезвычайно развитый механизм объединения
усилий ради решения общих задач. Причем самая главная из них — производство
все большего объема жизненных благ, т. е. создание условий
для улучшения жизни людей.

Для производства жизненных благ люди используют ресурсы природы,
свой труд и специальные приспособления (инструменты, оборудование,
производственные объекты и др.). Все это и называется факторами
производства.
Принято выделять три основных вида факторов производства:
1)труд;
2) земля;
3) капитал.

Говоря о труде как факторе производства, мы имеем в виду деятельность
людей по производству товаров и услуг путем использования их
физических и умственных возможностей, а также навыков, приобретенных
в результате обучения и опыта работы. Иными словами, для организации
производственной деятельности покупаются не способности
людей как таковые, а право на использование этих способностей в течение
некоторого времени для создания определенного вида благ. Таким
образом, под покупкой труда имеется в виду покупка конкретных
трудовых услуг на протяжении определенного периода времени.

Труд — использование умственных и физических способностей людей, их
навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.
Это означает, что объем трудовых ресурсов общества зависит от численности
трудоспособного населения страны и количества времени, которое
это население может отработать за год.

Говоря о земле как факторе производства, мы подразумеваем все
виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства
экономических благ. Размеры отдельных элементов природных
ресурсов обычно выражаются площадями земель того или иного
назначения, объемами водных ресурсов или полезных ископаемых в
недрах.

Говоря о капитале, мы имеем в виду весь производственно-технический
аппарат, который люди создали для увеличения своих сил и расширения
возможностей изготовления необходимых благ. Проще говоря, капитал
состоит из зданий и сооружений производственного назначения,
станков и оборудования, железных дорог и портов, складов и трубопроводов,
т. е. всего необходимого для реализации современных технологий
производства товаров или услуг. Объем капитала обычно измеряют
его суммарной денежной стоимостью.

Для удобства анализа экономических процессов нередко из труда выделяют
еще одну разновидность факторов производства — предпринимательство.
Этим словом мы будем обозначать услуги, которые могут
оказывать обществу люди, наделенные следующими способностями:
1) умением правильно оценить, какие новые товары можно с успехом
предложить покупателям или какие технологии производства имеющихся
товаров стоит внедрить для достижения наибольшей выгоды;
2) готовностью принять на себя риск потери своих сбережений, вложенных
в новый коммерческий проект, и неокупаемости усилий и времени,
потраченных на его реализацию;
3) умением координировать использование других факторов производства
для создания нужных обществу благ.
Объем предпринимательского ресурса общества измерить практически
невозможно. Косвенное представление о нем можно составить на
основе данных о численности владельцев фирм, которые не только создали
их на свои деньги, но и сами осуществляют руководство ими. Так,
по данным переписи населения 2002 г., оказалось, что в России предпринимателей,
использующих наемный труд, примерно один миллион
человек, что составляет 1,5% занятого населения. Плюс около двух миллионов(3 %) — индивидуальных предпринимателей.
Отметим, что наемный руководитель (менеджер) не может быть назван
предпринимателем: он ведет дело не на свои деньги и в случае неудачи
фирмы может потерять только свою должность и заработную плату.
Владелец фирмы может потерять все деньги, которые он вложил в
ее создание.

В XXв. неизмеримо большее, чем прежде, значение для экономической
деятельности приобрел еще один весьма специфический вид
факторов производства — информация. Под информацией мы понимаем
все те знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной
деятельности в мире экономики. Объем этого ресурса точному измерению
не поддается, хотя его ценность огромна.

Совершенствуя способы использования экономических ресурсов( факторов производства),
человечество положило в основу своей хозяйственной
деятельности два важнейших элемента: специализацию и
торговлю.
Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:
1) специализации труда отдельных людей;
2) специализации деятельности хозяйственных организаций;
3) специализации экономики страны в целом.

Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация
труда людей. Она основана на принципах, выработанных людьми за долгие
века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:
1. Сознательное разделение труда между людьми.
2. Обучение людей новым профессиям и навыкам.
3. Возможность кооперации, т. е. сотрудничества ради достижения
общей цели (например, создания сложного изделия или строительства
завода).

Специализация — сосредоточение определенного вида деятельности в руках того
человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.
Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется,
а сама схема специализации становится все более и более сложной.
Вспомнив историю, мы обнаружим, что специализация труда возникла
впервые всего лишь около 12 тысяч лет тому назад, когда произошла
Великая аграрная революция. Именно тогда люди впервые обнаружили,
что возделывание сельскохозяйственных культур позволяет
не умирать с голоду и при оседлой жизни. А значит, можно больше не
кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ.
Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались
только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами.
Ныне же перечни специальностей включают в себя тысячи
профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения( иногда многолетнего) особым навыкам и приемам труда.
В чем же состоит ценность специализации труда, почему она стала
важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому
есть несколько главных причин.

Во-первых, все люди от природы разные, а проще говоря, наделены
разными способностями. Поэтому они неодинаково приспособлены к
выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому
человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию,
где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет
наименее тягостен.

Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться все большей
умелости в осуществлении избранной для себя деятельности. А это дает
возможность изготавливать блага или оказывать услуги со все более высоким
уровнем качества.

В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление
благ все меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении
с одного вида работ на другой.

Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения
производительности всех ресурсов (факторов производства), которые
люди используют для производства нужных им экономических
благ, и прежде всего того ресурса, который мы называем трудом.
Производительность — объем благ, который удается получить от использования
единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода
времени.

Например, производительность труда представляет собой количество
изделий, которое работник изготовил в единицу времени (например, за
день, за месяц, за год). А производительность земли будет измеряться
весом урожая, полученного с 1 га пашни в год.
Как на деле происходит рост производительности за счет углубления
специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера,
придуманного знаменитым американским инженером и предпринимателем
Генри Фордом.

Вопросы к домашнему заданию по параграфу 2:
1. На какие две группы экономическая наука разделяет все жизненные блага?
2. Что такое Даровые блага?
3. Что такое Экономические блага?
4. В чём истинный источник нынешнего благосостояния и могущества
народов Земли?
5. Что используют люди для производства жизненных благ?
6. Назовите три основных вида факторов производства.
7. Что покупается для организации производственной деятельности?
8. Что такое Труд?
9. Что мы подразумеваем, говоря о земле, как факторе производства?
10. Из чего состоит капитал?
11. Чем обычно измеряют объём капитала?
12. Что обозначается словом "предпринимательство"?
13. Перечислите способности, которыми должен быть наделён предприниматель.
14. Почему наемный руководитель не может быть назван предпринимателем?
15. Что в экономике понимается под информацией?
16. Перечислите разные типы и уровни специализации.
17. Перечислите важнейшие принципы специализации.
18. Что такое "специализация"?
19. Что такое "производительность"?
 
pep-spbДата: Понедельник, 17.10.2016, 14:07 | Сообщение # 4
Учитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 141
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
Экономика в лицах

Генри Форд и производительность труда

Одним из самых замечательных, хотя и неоднозначных изобретений
человечества в сфере специализации и разделения труда явился конвейер
— могучее средство повышения производительности.
Его создателем был Генри Форд (1863-1947) — отец массового автомобилестроения,
человек талантливый и жесткий. Идея конвейера родилась
у него после того, как созданная им компания по производству
автомобилей (третья по счету, поскольку две предыдущие разорились
из-за нехватки у него опыта организации производства) перестала справляться
с заказами, которые за один год увеличились вдвое.

И тогда весной 1913 г. в цехе по сборке магнето (основного элемента
по сборке зажигания) Форд запустил первый в мире конвейер. Раньше
сборщик магнето работал за столом, на котором у него был полный
набор деталей для этого устройства: магнитов, болтов и клемм. Умелый
сборщик за смену (9 ч.) собирал около 40 магнето.
По новой системе, каждый сборщик должен был выполнять лишь одну
или две операции (т. е. специализировался в еще большей мере, чем
раньше, когда он умел выполнять все операции по сборке магнето), прежде
чем заготовка магнето переходила в руки его соседа.
Это позволило сократить время на сборку одного магнето примерно с
20 мин. до 13 мин. 10 сек. А когда Форд додумался заменить прежний низкий
стол для сборки на поднятую повыше движущуюся ленту, которая сама
задавала темп работе, время сборки сократилось до 5 мин. Легко подсчитать,
что производительность труда при этом возросла в 4 раза!

Когда же принцип конвейерной сборки был внедрен Фордом во всех
цехах, время на сборку ходовой части автомобиля уменьшилось с 12,5 ч.
до 93 мин., т. е. производительность труда выросла в 8,1 раза. Это обеспечило
рост производительности труда и всего завода Форда в целом.
Когда в 1914 г. выпуск машин здесь увеличился в два раза, число работников
удалось сохранить прежним. Между тем такое же увеличение
выпуска в предыдущие годы требовало от Форда и двукратного увеличения
числа наемных работников.

Этот выдающийся результат превратил компанию Форда в крупнейшую
автомобильную фирму США и навсегда вписал его имя в историю
человечества как одного из тех, чья изобретательность дала возможность
людям найти новый способ повышения уровня благосостояния.
Такое увеличение производительности труда позволило Форду выпускать
свои машины с куда меньшими затратами, чем у конкурентов, продавать
их дешевле и захватить рынок. В этих условиях конкурентам не
оставалось ничего иного, как тоже внедрять конвейер на своих предприятиях.
Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его
производительности люди впервые столкнулись с возможностью и выгодностью
перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися
благами к постоянной торговле ими. Ведь человек может удовлетворить
свои потребности в благах только двумя мирными способами
:
1) изготовить все, что ему нужно, самостоятельно (такой способ организации
жизни обычно называют натуральным хозяйством или самообеспечением);
2) часть благ изготовить самостоятельно, а остальное обменять у других
на те блага, которые он создал собственным трудом.

Постепенно люди убедились в предпочтительности второго способа.
Причина проста: рост производительности на основе специализации
позволяет увеличить объем производимых благ. Если использовать дополнительно
произведенные одними блага для обмена на блага, изготовленные
другими, то в результате можно получить в свое распоряжение
больший объем разнообразных благ по сравнению с их самостоятельным
изготовлением.

Осознание этого факта побудило людей не заниматься обменом от
случая к случаю, а сделать его основой своей жизни. Иными словами,
люди обнаружили, что лучший результат приносят превращение созданных
ими благ в товары и услуги и использование их для регулярного обмена.

Товар — материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как
благо.
Услуга — нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.
Вот почему если кто-то способен изготавливать определенный вид
благ лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами
ресурсов или с лучшими свойствами), то ему выгодно только этим и заниматься.
Все остальные блага можно получить с помощью обмена.

Умение обмениваться благами — уникальная особенность людей,
отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем
прямохождение или способность мыслить. Великий шотландский экономист
Адам Смит (1723—1790) остроумно подметил: «Никому никогда не
приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой
собакой...»
Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей
сферы деятельности людей — торговли, т. е. обмена благами в
форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Торговля соединяет
людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определенных
товаров или оказании различных услуг, в единое целое — хозяйство страны
или планеты в целом. Без торговли развитие специализации оказалось
бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения
объема доступных им экономических благ.

Торговля — добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-
продажи товаров и услуг за деньги.

Более того, только сочетание специализации и торговли позволило
разрешить противоречие между:
• стремлением людей получить в свое пользование огромное разнообразие
различных благ и
• способностью каждого человека производить лишь ограниченный
ассортимент благ.
 
pep-spbДата: Понедельник, 17.10.2016, 14:12 | Сообщение # 5
Учитель
Группа: Модераторы
Сообщений: 141
Награды: 0
Репутация: 2
Статус: Offline
Страницы экономической истории человечества

Как люди учились торговать

Везде, где есть торговля, там и нравы кротки.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755),
выдающийся французский мыслитель и историк

Торговля родилась в незапамятной древности — она даже древнее
земледелия.

В Европе археологи сумели найти доказательства существования торговли
еще 30 000 лет назад, т. е. во времена палеолита — на заре каменного
века. При этом изначально торговля шла между племенами,
жившими далеко друг от друга (так что международная торговля родилась
раньше внутренней).

Торг шел, прежде всего, предметами роскоши (драгоценными и отделочными
камнями, редкими породами древесины, пряностями и шелками
и т. п.), и вели его странствующие купцы — арабы, фризы, евреи,
саксы, а потом и итальянцы, превратившиеся со временем в одну из ведущих
торговых наций мира.

Купцы связывали народы и страны друг с другом, становясь попутно
и дипломатами, и географами. Со временем в Европе появились
даже так называемые торговые города: Венеция, Генуя и прибрежные
города Германии, образовавшие Ганзейский союз, — Гамбург, Штеттин,
Данциг и др.

Торговля сыграла огромную роль в истории человечества. Именно
купцы становились инициаторами мореплавании в поисках неведомых
земель, где можно было добыть дорогостоящие товары. Стоит вспомнить,
что и у Колумба главной целью плавания были сугубо торговые интересы.
Он хотел найти более короткий путь к берегам Индии, чтобы легче
и дешевле было везти в Европу экзотические и дорогостоящие пряности.
Но купцы внесли свой вклад в историю не только географических открытий
(впрочем, как и пиратства и работорговли), но и рождения современной
промышленности.

Вот что писал об этом великий экономист Адам Смит: «Жители торговых
городов вывозили из более богатых стран утонченные товары мануфактурного
производства и драгоценные предметы роскоши и таким
образом давали пищу тщеславию крупных землевладельцев, которые с
жадностью покупали эти товары и оплачивали их огромными количествами
сырого продукта своих земель... Когда же употребление этих изделий
стало настолько общераспространенным, что вызвало значительный
спрос на них, купцы, чтобы сэкономить издержки по перевозке, пытались
основать производство подобного рода товаров у себя на родине».
Так, из торговли, из купеческих денег стали рождаться сначала крупное
ремесленное производство, а потом и мануфактуры — предвестницы
нынешних заводов и фабрик.

Действительно, даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные
разными видами специализированного труда: строителя, мебельщика,
производителя стекла, изготовителя посуды, столяра, электрика,
машиностроителя и т. д. Ни один человек не способен овладеть всем
множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия
благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого
блага требует определенного времени, и если бы человек создавал все блага
для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы —
в лучшем случае — удовлетворить лишь на склоне дней.

Напротив, сочетание специализации и регулярного обмена плодами
специализированного труда дает возможность людям получать блага:
1) в большем объеме;
2) в большем ассортименте;
3) быстрее.
Если страна умело сцепляет между собой «шестеренки» специализации
и торговли, то тогда:
• специализация ведет к росту производительности;
• рост производительности увеличивает объем доступных людям благ;
• возросший объем благ предлагается к продаже и обеспечивает
рост потребления этих благ людьми и рост соответственно доходов
продавцов (производителей);
• полученные в результате торговли доходы направляются на развитие
производства и совершенствование специализации труда.
Символически эту связь можно представить в виде часов, которые
отмеряют ход экономического прогресса человечества.
И пока циферблат этих часов цел, а стрелки идут в нужном направлении,
страна богатеет, а люди в ней живут все лучше и лучше. Но если
в стране нарушается процесс развития специализации или падает производительность,
если торговля развита слишком слабо или люди не
вкладывают часть своих доходов в развитие производства благ, тогда в
этой стране возникают экономические трудности. А перебои или остановка
часов экономического прогресса всегда приводят к одному и тому
же результату: жить людям становится хуже.

Это правило относится ко всем странам. Даже к тем, гражданам которых,
казалось бы, гарантировано зажиточное существование благодаря
имеющимся в их распоряжении природным богатствам. Конечно,
наличие таких богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но
сами по себе богатства недр, пашен или лесов процветания не гарантируют.
Например, после окончания Второй мировой войны ряд стран Юго-
Восточной Азии совершил гигантский скачок, обогнав по темпам развития
своих экономик даже США.

Ныне некоторые из этих стран превратились в мощные экономические
державы, заметно влияющие на все мировое хозяйство. Между тем
природными ресурсами многие из них наделены очень скупо и начинали
свой путь в крайней нищете.

Иной пример дает Россия. Ее природные богатства были огромны.
Их рациональное использование могло сделать наш народ одним из самых
зажиточных в мире. Но несмотря на то что большую часть XX в.
Россия, находясь под господством планово-командной системы, тратила
свои природные богатства в огромных масштабах, это не обеспечило
нашим гражданам высокого уровня благосостояния.
Так, по недавним оценкам экспертов ООН, Россия находится сейчас
по уровню богатства лишь на 53-м месте в мире. Отметим, что этот
уровень богатства был определен с учетом:
1) природных ресурсов страны;
2) степени образованности нации;
3) достигнутого масштаба производства экономических благ.

Поскольку наши природные ресурсы неуклонно убывают, то удержаться
на этом малопочетном месте, не говоря уже о том, чтобы подняться
выше, Россия сможет, только увеличив масштабы производства
полезных людям экономических благ и сохранив степень образованности
своих граждан.

Решить эту задачу можно единственным способом — овладеть искусством
рациональной организации экономической деятельности. Именно
благодаря такому искусству достигнут высокий уровень благосостояния
граждан развитых стран мира — даже тех, которые обделены природными
богатствами.

Сегодня россияне — жители страны с огромными нефтегазовыми
месторождениями и всемирно знаменитыми черноземными почвами —
могут лишь мечтать о таком уровне благосостояния, который существует,
скажем, в Голландии. Между тем это страна с прохладным климатом,
не имеющая месторождений многих полезных ископаемых и отвоевывающая
земли для фермеров у моря (почти половина территории
этой страны лежит ниже уровня моря и защищена от затопления лишь
дамбами). Зато голландцы добавили к своему трудолюбию прекрасное
владение современными методами организации экономической жизни,
и именно это обеспечивает им высокое качество жизни.
 
andrey-veselov2002Дата: Понедельник, 24.10.2016, 19:35 | Сообщение # 6
Ученик
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Сообщения не по теме удаляются!

Сообщение отредактировал pep-spb - Понедельник, 31.10.2016, 13:10
 
Школьный форум » Персональные страницы учителей » Попова Елена Петровна » =ЭКОНОМИКА 9 класс
Страница 1 из 11
Поиск:


                 


Разработка сайтов под заказ. Писать в MАгент@mail.ruil.ru агент.
Copyright Alex Corp © 2017