Lana | Дата: Понедельник, 14.01.2019, 15:49 | Сообщение # 1 |
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 6
Статус: Offline
| Коррекционная работа по преодолению оптико-кинетической дисграфии
Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при этом являются стойкими и их возникновение не связано «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения». Дети, входящие в группу риска, по угрозе возникновения нарушений письменной речи: - если ребёнок левша или переученный правша; - если он посещал логопедическую группу; - если часто болеет; - если проблемы с мелкой моторикой (неловкие пальчики); - если у ребёнка вялая артикуляция (нечёткое произношение); - если он заторможен или, наоборот, гиперактивен; - если слишком рано пошёл в школу. В процессе становления чтения и письма участвуют четыре анализатора: 1. речедвигательный – помогает осуществлять артикулирование, т. е. наше произношение; 2. речеслуховой – производит отбор нужной фонемы (звука); 3. зрительный – подбирает соответствующую графему (букву); 4. двигательный – осуществляет перевод графемы (буквы) в кинему (совокупность определённых движений, необходимых для записи). Если в слаженной работе анализаторов произошёл сбой, то у ребёнка имеются нарушения письменной речи. Этот феномен имеет под собой то основание, что у школьников при указанных смешениях «размываются» неокрепшие связи между звуком и буквой: между фонемой и артикулемой – с одной стороны, и графемой и кинемой – с другой. Таким образом, смешение букв по оптико-кинетическому сходству носит закономерный и стойкий характер, снижает в целом качество письма и чтения. Смешения имеют выраженную тенденцию к росту и при отсутствии профилактических и коррекционных мер тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников. Оптическая дисграфия (зрительная) обусловлена недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Нарушение буквенного зрения (умения различать буквы) проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах, искажениях на письме и при чтении. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, т.к. она недостаточно дифференцируется учителем и родителями. Эти ошибки чаще всего связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные «описки». В истории человечества буквы имеют такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, есть специальная область, отвечающая за букву. Упражнения, которые позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии: - узнай буквы, изображенные пунктиром; - узнай и назови заштрихованные буквы; - пары букв, правильно и зеркально написанные; - какие буквы ты видишь; - назови недорисованные буквы; - узнай сходные по начертанию буквы. Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть ее, пропустить или добавить лишний крючок. Причём подобные ошибки встречаются как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей имеющих нарушения речи. В большинстве случаев ребенок, имеющий вполне достаточную ост¬роту зрения, не видит различия в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию. При дифференциации таких букв основная задача – научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы. Эта работа проводится индивидуально или подгруппой по два человека (чтобы было удобно следить за движением кисти руки). Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы: а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж; б) буквы, отличающиеся по направлению элементов: в-д, У-Ч, Е-З, Э-С, Э-О; в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К.
Смешение букв по оптическому сходству (с-е, о-е, у-д-з, л-и, м-ш, в-д) Буквы рукописного шрифта – это различные комбинации определённых элементов, принятых в графической системе языка. Оптическое сходство букв, которое особенно усиливается в условиях скорописи, провоцирует возникновение ошибок у детей с несформированными оптико-моторными навыками. Однако в акте письма участвует как зрительный, так и двигательный анализаторы, которые не только отвечают за обеспечение технической стороны письма, но и активно участвуют в формировании ассоциативной цепи зрительно-двигательных представлений, обеспечивающих процесс письма. Нарушения в работе двигательного анализатора ведут к несформированности графо-моторных функций. В этом случае возникает ещё один тип ошибок.
Смешение букв по кинетическому сходству (о-а, б-д, и-у, У-Ч, п-т, П-Т, л-м, х-ж, ч-ъ, Г-Р, н-ю, и-ш, л-я, Н-К, а-д)
о - а бонт, куполся, ураки, рабата и т.п. в ударной позиции... б - д людит, рыдоловы, убача, мебведъ... и - у прурода, криглый, дедишка, пула ... п - т стасли, спанция, шатка, пемнеет... х - ж можнатые, дорохки, поймал еха, ледожод... л - м феврамь, кмюч, весемо, из серых скам ... Г - Р Гечка, Габота над ошибками, Ролова, Ролод...
Смешение букв по кинетическому сходству очень часто встречается у учеников начальных классов. Важную и, к сожалению, отрицательную роль играет в этом методическое требование безотрывного письма с самых первых недель обучения. Графических упражнений для отработки поэлементного написания букв предлагается мало, и времени, отведённого для этих упражнений, явно недостаточно. Таким образом, не вырабатывается умение остановиться до совершения ошибки, поправиться в процессе письма. С переходом на стадию связного письма убыстряется темп и увеличивается объём письменных работ, что соответственно вызывает и рост количества смешений букв. И хотя подобные ошибки не вызваны нарушением произношения или незнанием правил орфографии, их нельзя рассматривать как безобидные «описки».
Смешение букв по кинетическому сходству в письме ослабляет и без того ещё не прочные у младших школьников связи между звуком и буквой. При этом возможно сильное ухудшение качества чтения, в том числе и печатного текста, когда при чтении ученик смешивает буквы: вместо так же читает мак же, хотя конфигурация букв рукописного и печатного шрифтов различна. Постоянная замена одной буквы другой встречается редко. Обычно наблюдается смешение букв, когда один и тот же звук обозначается на письме, то верно, то ошибочно.
Буквы рукописного шрифта – это различные комбинации определённых элементов. Среди них можно выделить оптически сходные – левая часть таблицы. Их смешения у младших школьников встречаются реже, т.к. оптически сходные буквы, имеют различные отправные точки при начертании. В правой части – буквы, имеющие кинетическое сходство. Выявлена большая распространённость их смешения, особенно в условиях скорописи.
У кинетически сходных букв совпадает начертание первого элемента. Они выделены пунктиром. Написав первый элемент буквы, ребёнок не сумел далее дифференцировать тонкие движения руки в соответствии с замыслом: - он либо неправильно передал количество однородных элементов (л – м, п – т, и – ш…); - либо ошибочно выбрал последующий элемент (Г – Р, б – д, о – а, и – у…). Умение оценивать правильность начертания букв позволяет пишущему вносить поправки в движения до совершения ошибок, а при несформированности двигательного акта письма у младшего школьника кинестезии не могут иметь направляющего значения, тогда и происходит смешение. Такие ошибки характерны для стадии связного письма и могут повлечь за собой снижение его качества в целом. У части детей смешение переходит из письма в чтение. Как помочь ребёнку преодолеть ошибки такого характера? Приёмы работы: Рассмотреть образцы смешиваемых букв парами. (См. таблицу) 1. Объяснить сходство, различие букв. 2. Указательным пальцем, затем ручкой прописать буквы в воздухе, затем на парте. 3. Подушечкой указательного пальца написать букву на наждачной, затем на бархатной бумаге. 4. Написать ручкой в тетради. 5. Чередовать запись смешиваемых букв цветными карандашами с проговариванием звуков. 6. Упражняться в списывании слов и текстов, где пропущены смешиваемые буквы и в записи текстов под диктовку. 7. Развивать мелкую моторику. 8. Анализ смешиваемых букв с использованием мнемонических приемов (запоминалочек).
9. Упражнения на уровне графемы: группировка конфликтных букв, написанных разными шрифтами. (Таблица букв, написанных разными шрифтами)
Все перечисленные выше нарушения устной речи, недостатки развития зрительно-моторных представлений в равной степени проявляются в ошибках, как при письме, так и при чтении. Чтение и письмо, как составляющие письменной речи, используют единый динамический стереотип слова, формирующийся из акустических раздражений. И если при письме происходит преобразование временной последовательности звуков в пространственную последовательность графических знаков, то чтение – обратный процесс преобразования знаков в звуки. Поэтому и ошибки, допускаемые учениками при чтении, аналогичны ошибкам в письменных работах и вызываются аналогичными нарушениями речевых и неречевых функций. Ошибки при чтении и письме возникают у учеников не от лени, невнимательности или недоучивания орфографических правил. Такие ошибки появляются вследствие неправильного или недостаточного развития зон головного мозга, контролирующих речевые и неречевые процессы в ходе чтения и письма. Основная цель логопедической работы с данными детьми – научить их четкой дифференциации букв. Действенной является система упражнений в следующем порядке: сначала закрепляются один звук и буква из пары, затем – второй, и только после этого выполняются задания на речевом материале, включающем оба звука и буквы. Речевой материал должен быть подобран так, чтобы в период работы на одной буквой из пары избежать написания второй. Таким образом, по принципу «от простого к сложному», мы идем от прописывания каждой буквы отдельно к закреплению написания обеих в слогах, в словах, фразах, текстах.
Так как в большинстве случаев при коррекционной работе мы сталкиваемся с детьми, имеющими неоднородную структуру дефекта, поэтому целесообразным будет использование индивидуально-дифференцированного подхода. Основная задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.
|
|
| |