anna | Дата: Вторник, 11.03.2014, 15:55 | Сообщение # 1 |
Энциклопедовед
Группа: Модераторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
| 1.ЗАРОЖДЕНИЕ ИНСТИТУТА СТРАХОВАНИЯ
Первые признаки страхования возникли в глубокой древности. Так, в рабовладельческом обществе уже были соглашения, в которых можно различить черты договора страхования. За два тысячелетия до нашей эры на Ближнем Востоке в эпоху царя Хаммурапи члены торгового каравана заключили договоры между собой о совместном несении убытков, которые могли случиться в пути от нападения разбойников, кражи товаров, падения верблюдов и т.д. В Палестине и Сирии участники каравана заключали аналогичные договоры на случай падежа, кражи или пропажи осла. В области мореплавания соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения и других морских опасностей заключались между корабельщиками-купцами в Финикии, в государствах на севере Персидского залива и в Древней Греции.
Наибольшее развитие взаимное страхование получило в Древнем Риме. Оно применялось различными профессиональными союзами и коллегиями, которые объединяли своих членов на основе профессиональных, материальных и личных интересов. Средневековое страхование обычно именуется гильдийско-цеховым. Для этого этапа становления страхового дела характерны более тесные универсальные взаимоотношения между членами объединений (X—XII вв.). Купцы объединялись в гильдии, главной функцией которых была взаимопомощь в чрезвычайных обстоятельствах, или функция страхования.
В 1310 г. в г. Брюгге была образована Страховая палата, выполняющая операции по страховой защите интересов ремесленных и купеческих гильдий. И хотя на позднем этапе развития средневекового страхования участниками страховых фондов нередко становились лица, посторонние для корпорации, однако для этого этапа развития института страхования характерно отсутствие цели получения прибыли. Постепенно содружества взаимного страхования начали преобразовываться в профессиональные коммерческие страховые компании, создававшиеся на принципах предпринимательства, расширения видов страхования и получения прибыли. Благодаря развитию математики страхование постепенно становилось на научную основу. В зависимости от спроса на страховые услуги формы и методы страхования обогащались и изменялись, и к началу второй половины XVIII в. в Западной Европе насчитывалось около сотни видов имущественного и личного страхования. Так, первое общество по страхованию жизни было учреждено в 1706 г., а в XVIII-XIX вв. появляются новые виды страховых услуг, такие как страхование животных, страхование финансовых потерь, страхование от кражи со взломом и др.
2.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ
В России до конца XVIII в. институт страхования развивался медленно, и потребности в страховой защите рисков покрывались услугами иностранных страховых компаний.
В 1786 г. Екатерина II предприняла попытку организации государственного страхования. В это же время зародилось страхование от огня, которое получило в дальнейшем большое распространение. В 1827 г. было учреждено «Первое российское от огня страхование», которое получило от государства монопольное право проводить страховые операции в течение 20 лет в ряде губерний. В 1835 г. учреждаются второе российское общество страхования от огня, а также страховая компания «Жизнь», которая впервые начала проводить операции по страхованию жизни.
В 1847 г. возникла страховая компания «Надежда». Бурное развитие страхования во второй половине XIX в. в России было связано с отменой крепостного права, заменой натурального хозяйства денежным, а также с развитием промышленности и строительством железных дорог. В это время начинает складываться национальный страховой рынок. Проведение земских реформ во второй половине XIX в. сопровождалось организацией земского страхования в России, которое проводилось в обязательной и добровольной формах.
В 1864 г. было принято Положение о взаимном земском страховании, обязывающее губернские земства вести операции по страхованию в своей губернии. В 1847 г. была упразднена государственная монополия на страхование. В 1885 г. был снят запрет на деятельность иностранных страховых обществ в России, и в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк». В1889 г. была разрешена деятельность страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США). Все эти общества специализировались только на заключении договоров личного страхования и действовали в стране до 1917 г. К концу XIX в. в России сложилась система страхования в российских и иностранных акционерных страховых обществах. Наибольшее распространение получило взаимное страхование от огня. К 1913 г. в стране действовало 13 акционерных страховых обществ, осуществляющих этот вид страхования.
До 1917 г. в России ведущую роль играли акционерные страховые общества, большинство из которых находилось в Петербурге, часть в Москве и Варшаве. Второе место после акционерных обществ принадлежало земствам, а третье — городским взаимным страховым обществам. В 1895 г. был установлен государственный надзор за деятельностью страховых обществ, который осуществлялся Министерством внутренних дел. Органами страхового надзора рассматривались и утверждались уставы страховых обществ, а также применяемые ими условия страхования. Особое внимание уделялось финансовой деятельности страховых организаций: в определенных случаях орган страхового надзора имел право проводить проверки деятельности страховых компаний, а при утрате ими двух третей основного капитала принимались решения об их закрытии.
Русские страховые общества владели значительными капиталами и играли большую роль в экономической жизни страны.
3.ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.
В 1946—1948 гг. был принят ряд мер по усилению страхования, что оказало стимулирующее воздействие на повышение ответственности колхозов в борьбе с потерями, а также на восстановление животноводства и сохранность поголовья скота. Более выгодными стали правила личного страхования. Принятие нового Положения о Госстрахе СССР от 28.12.1948 подтвердило наличие государственной страховой монополии на проведение страховых операций. В нем оговаривались функции, права и обязанности органов страхования, структура средств и порядок их использования. Этот период характеризуется ограничением сферы применения страхования в связи с ликвидацией страхования государственной собственности, включая страхование государственного страхового жилого фонда. В то же время получили развитие страхование собственности граждан, имущества колхозов, кооперативных и общественных организаций, личное страхование.
В 1958 г. были приняты новое Положение об органах Госстраха, утвержденное постановлением Совета Министров СССР, а также соответствующие положения союзных республик, заменившие Положение от 1948г. В 1960—1970-е гг. на основании решений Совета Министров СССР были введены новые условия обязательного страхования имущества колхозов.
30 августа 1984 г. было принято постановление Совета Министров «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», в котором предусматривались укрепление материальной базы Госстраха, изменение механизма формирования фондов и распределения прибыли, повышение подготовки специалистов в вузах страны.
С принятием Закона «О кооперации в СССР» в 1988 г. начался период демонополизации страхового дела. В соответствии с этим Законом кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование, которое в дальнейшем стало быстро перерастать в акционерное страхование. В 1989 г. было введено добровольное страхование имущества для любых государственных предприятий, которые работают в условиях хозяйственного расчета и обладают правом юридического лица. В период демонополизации страхового дела создаются страховые организации (АСКО, «Россия» и т.д.), которые становятся альтернативой системе Госстраха СССР, а после утверждения «Положения об акционерных обществах с ограниченной ответственностью», а затем и принятия Закона РСФСР «О страховании» в 1992 г. процесс создания новых страховых организаций получил широкое распространение. Система Госстраха СССР тоже претерпела ряд изменений в связи с демонополизацией. Так, страховые организации республики, краев и областей получили право на проведение специфических для регионов видов личного и имущественного страхования.
В 1990-х гг. началось возрождение национального рынка страхования, этот процесс продолжается до сих пор.
4.ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РФ.
27 ноября 1992 г. был принят Закон Российской Федерации №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон о страховании), вступивший в силу 12 января 1993 г. и заложивший законодательную базу правового регулирования национального рынка страховых услуг. В Законе о страховании были установлены равные возможности для государственных и негосударственных страховых компаний, приняты условия, способствующие развитию страхового рынка и сферы страховых услуг, а также отражены положения, регулирующие страховые правоотношения. В этот же период был создан Росстрахнадзор, который представлял собой федеральную службу по надзору за страховой деятельностью на отечественном страховом рынке. В 1992 г. образован Росгосстрах. В этом же году на основании Указа Президента государственные и муниципальные страховые предприятия преобразованы в страховые товарищества с ограниченной ответственностью и в акционерные страховые общества открытого и закрытого типа, получившие статус юридического лица. В 1996 г. Росстрахнадзор преобразован в Департамент страхового надзора Минфина России. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», принятом Правительством РФ в 1996 г., был предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховым бизнесом, и участие международных финансовых компаний по поддержанию российского страхового рынка.
В 1997 г. была разработана специальная целевая программа по развитию страхования и перестрахования рисков от катастроф, значительных промышленных аварий и стихийных бедствий. 1 октября 1998 г. принято постановление Правительства РФ «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998— 2001 гг.», которым был решен ряд проблем, связанных с созданием эффективной системы страховой защиты имущественных интересов юридических лиц и граждан. В настоящее время деятельность страховых компаний направлена на поиск оптимального для компании сегмента рынка потребителей страховой продукции, а также обращена на обслуживание организаций и граждан. Основными потребителями на страховом рынке среди юридических лиц являются торговые фирмы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также сфера услуг. На основании Концепции развития страхования в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.09.2002, поставлены новые задачи развития страхования. В целом развитие института страхования в России сопровождалось сначала переходом от государственной монополии на страхование к страховому рынку, а затем национализацией и возобновлением государственной страховой монополии в советский период.
В настоящее время совершенствование страхового рынка в России продолжается.
|
|
| |