Воскресенье, 22.12.2024, 06:53
Приветствую Вас Гость


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 141  
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Адрес ОУ: 195030, Санкт-Петербург,  ул. Коммуны, дом 32, корпус 4, литер "А"
Посмотреть расположение на карте

 

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: kub_natal  
Работа с детской жестокостью
LorettaДата: Понедельник, 23.06.2014, 11:18 | Сообщение # 1
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Приглашение к ответственности

Жекулина Т.М.

Случай с Ромой

Ко мне в очередной раз обратилась учительница начальной школы по поводу Ромы: «Что делать? Ребята снова обижают его. Кто-то раскрутил все его ручки и разбросал по классу». Рома год назад перешел в этот класс. Ребята поддразнивают его, некоторые мальчики могут поставить ему подножку, спрятать его портфель. Рома немного инфантилен. Ему очень хочется подружиться с кем-нибудь в классе. Он привлекает к себе внимание громким смехом, мяуканьем, задабриванием с помощью каких-нибудь электронных игр.
Я решила побеседовать с ребятами. Моей задачей не было найти виноватых. Мне было важно услышать от детей, что они думают о таком явлении в школе как травля, и есть ли это в их классе. Ребята активно участвовали в разговоре, вспоминали, как к ним иногда кто-то был несправедлив, как им было обидно и досадно в этот момент.
Когда очередь дошла до Ромы, он сказал, что к нему в классе относятся хорошо, но бывают случаи, когда обижают. С согласия Ромы мы решили разобрать травлю на его примере. Ребята (особенно те, кто подсмеивался над Ромой) быстро поняли, в чем дело и приготовились к защите нападением. Но порицание и обвинение не входило в наши планы. Мы разбирались с проблемой, а не с детьми.
Очень часто дети поддразнивают или подсмеиваются над кем-то без злого умысла. Для них это может быть игрой или стремлением к повышению своего статуса в группе. Когда жертва дает бурную ответную реакцию в виде крика, кидания вещей с парты, либо плача и жалобы учителю; обидчик не связывает своих провокаций с действиями пострадавшего, а утверждается в своих оценках: «Он же псих!» или «Вот, он такой ябеда». Обидчики часто не понимают, как тяжело такому ребенку в данный момент, что он переживает и чувствует.
Я предложила ребятам на время побыть Ромой, «залезть в его шкуру» и почувствовать, что с ним происходит в те моменты, когда его начинают травить. Дети начали рассказывать, что эти ощущения неприятные, что хочется поскорее оттуда выбраться. Кто-то озвучивал такие чувства как обида, несправедливость, злость. Рома добавил растерянность, непонимание, почему так сделали, замешательство.
Важно, чтобы дети поняли, как отзываются их действия в душах других, чтобы обидчики почувствовали ответственность за причиняемый ими психологический, физический, материальный дискомфорт.

Вредные объяснения

«Приглашение к ответственности» - это прием, применяемый в нарративном подходе при работе с обидчиками. Он разработан Аланом Дженкинсом (1990).
С точки зрения Дженкинса, акцент на объяснение причин насилия является не полезным, а откровенно вредным. Особенно вредны те объяснения, которые снимают ответственность с человека, совершающего насилие, и перекладывают ее на пострадавшего или на других людей. При этом к страданию потерпевшего добавляется еще чувство стыда или вины за то, что он сам «спровоцировал», «навлек это на себя».
Ответственность за насилие может приписываться внешним причинам или стрессам, поступкам других людей, каким-то медицинским или психологическим нарушениям, контролировать которые человек, совершающий насилие, не может или считает, что не может. Когда человек, совершающий насилие, находит не зависящую от его контроля «причину» насилия в тех или иных внешних или внутренних обстоятельствах, он чувствует облегчение. У него исчезает чувство вины, появляется право на прощение и разрешение начать с чистого листа, где все прошлое может быть забыто. Человек ищет причину, почему он может совершать насилие, вместо того, чтобы искать способ насилие прекратить.
В работе с обидчиками по построению нового способа общения с другими людьми нужно не упускать три принципа:
1. отказываться приписывать ответственность за насилие внешним, неподконтрольным человеку обстоятельствам.
2. побуждать человека бросить вызов всему, что мешает ему принять ответственность за свои поступки.
3. признавать и отмечать каждую малую толику принятия ответственности.
Приглашать к ответственности обидчиков Ромы мы стали исходя их этих положений. Обидчики должны признать свою жестокость и сделать шаги по преодолению этой несправедливости.

Волшебный мешочек

Я решила рассказать ребятам одну историю, которая вроде бы не имеет отношение к ответственности, но напрямую связана с восстановлением справедливости.

Однажды в небольшой деревне у людей стали пропадать вещи. Никогда раньше никто не запирал двери в своих домах и не боялся за оставленные вещи, а теперь все изменилось. Люди стали с подозрением относиться друг другу и не знали, как изобличить вора.
Они пошли к старцу, чтобы тот помог им справиться с этой напастью. Выслушал их старец и сказал: «Есть у меня старинный волшебный кувшин. Если нечистый на руку человек прикоснется к его дну, то рука его навеки к нему приклеится. Так мы и найдем вора».
Стали люди подходить к кувшину и запускать туда руку, и никто не приклеился к кувшину. Удивились люди, а старец велел все показать свои руки. Смотрят люди: у всех ладони черные и только у одного рука белая. «Вот, - говорит старик – виновник ваших несчастий. Дно кувшина я обмазал золой. Честные люди не боялись коснуться дна, а вор испугался и не прикоснулся ко дну кувшина, и рука у него осталась чистой и, тем самым, он выдал себя».


После рассказа я сообщила, что у меня тоже есть волшебный предмет, правда, не кувшин, а мешочек. Я сказала: «Каждый, кто считает себя ответственным за причинение морального и материального ущерба Роме, пусть положит в него ручку, которую он сломал у Ромы. Я знаю, что порой очень сложно признать себя неправым, злым, несправедливым. Для этого нужно быть мужественным человеком. Из нашего разговора сегодня я поняла, что вы чувствуете, как Роме бывает тяжело и обидно, когда с ним грубо обращаются. И вы готовы сделать маленький шажок навстречу Роме. Мы сейчас с вами не ищем виноватых, а стараемся почувствовать в себе смелость ответить за свои действия другим поступком, новым поведением. Я подхожу с волшебным мешочком к каждому из вас, и вы незаметно положите ручку в мешочек, если считаете себя ответственными за свои неблаговидные поступки. А если вы ничего плохого не делали, то можете ничего туда не класть.
Во втором случае дети все равно опускали руку в мешочек, чтобы было не видно, кто именно положил туда ручку. В результате вместо трех сломанных ручек Рома получил шесть. Рома хотел отдать лишние ручки, но ребята их не взяли. Как захотели потом объяснить некоторые дети, они положили туда ручки, потому что раньше тоже обижали Рому.
Что интересно, ребята были горды своими новыми действиями по отношению к Роме. Им понравилось, что они могут исправить свои несправедливые поступки. Такой подход помогает обидчикам увидеть преимущества изменения своего поведения, благодаря чему они не теряют свое лицо и сохраняют достоинство перед одноклассниками.
Через неделю была проведена еще одна встреча с классом без Ромы. Мальчик был специально вызван на занятие к логопеду. А мы обсудили с ребятами, какие новые шаги, можно предпринять, чтобы Рома чувствовал себя в классе комфортнее. Дети предложили следующее: заступаться за Рому, если его будут обижать, приглашать его в совместные игры, говорить ему «привет» и «пока» при встречах и расставании, угощать сладостями.
При беседе с Ромой выяснилось, что теперь его никто не обижает, а, наоборот, помогают и зовут играть на переменках.

Ж-л «Школьный психолог» №3, 2014
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


               

Copyright Alex Corp © 2024