AlekShuric | Дата: Понедельник, 06.06.2016, 12:38 | Сообщение # 1 |
Мыслитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 140
Статус: Offline
| Школьная мотивация четвероклассников
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. В современной психологии слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, определяющих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Нами была проведена анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация» в четвертых классах начальной школы в начале и в конце учебного года. Из 94 учащихся 45% имеют хороший и высокий уровень мотивации к обучению как в начале, так и в конце учебного года, т.е. для них характерно наличие высоких познавательных мотивов, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. 41% учащихся в начале четвертого класса и 31% - в конце имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. К концу учебного года отмечается снижение школьной мотивации у 10% учащихся (14% - в начале и 24% - в конце). Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Учащиеся с низкой школьной мотивацией имеют свои особенности, которые сложно подвести под одну черту. Рассмотрим некоторые из них. 1. Успеваемость. Низкая мотивация была у учеников с разной успеваемостью. См.табл.1
Успеваемость Хороша Средняя Слабая
Количество учащихся, в % 27 40 33
Табл.1 Количество учащихся четвертых классов с низким уровнем мотивации.
Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности 33% слабомотивированных учащихся. И здесь надо разбираться: то ли нежелание учиться вызывает проблемы в обучении, то ли, наоборот. Мы обратились к обследованию этих обучающихся, когда они учились в первых классах. На начало первого класса почти у всех была хорошая или средняя мотивация, к концу первого класса у 60% учащихся мотивация снизилась до слабого уровня. У всех этих учащихся были проблемы в развитии познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, а также трудности в усвоении общешкольной программы. К окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. 2. Родительское отношение к обучению ребенка. 27% слабомотивированных обучающихся учатся хорошо. Родители, заинтересованные в школьной успешности своих детей, иногда проявляют чрезмерное давление, контроль над деятельностью ребенка. Он все делает через силу, без заинтересованности, скорее из чувства уважения или страха, или долга. 60% учащихся со слабой мотивацией к обучению не имеют надлежащего контроля со стороны родителей. Родители заняты своими делами (в основном, как они говорят: «Зарабатываем деньги»). Их дети на вопрос анкеты «Часто ли ты рассказываешь о школе своим родителям?» отвечали: «Редко». 3. Личностные особенности учащихся. Среди учеников со слабой школьной мотивацией можно выделить группу детей, имеющих высокую школьную тревожность (30%), проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями (30%). У 13% школьников вместо школьной мотивации развита мотивация достижения успеха в других областях деятельности: спорт, музыка, рисование и др. Это, так называемая компенсаторная мотивация. Она позволяет самоутвердиться в другой сфере жизни, и тогда проблемы в обучении не становятся источником тяжелых переживаний ребенка. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. Мотив — это стимул, который может направлять¬ и подталкива¬ть к совершению¬ определенн¬ых поступков. Он чаще всего основывает¬ся на потребност¬и. Чем быстрее школьник поймет цель учебы, тем сильнее мотивы у него появятся. Жекулина Т.М. (Май 2015 года)
После Format-а, UnDelet-ом не машут! :-)
|
|
| |
ravatta | Дата: Четверг, 23.11.2023, 12:16 | Сообщение # 2 |
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
| Очень интересно
|
|
| |