Суббота, 21.12.2024, 20:11
Приветствую Вас Гость


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 141  
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Адрес ОУ: 195030, Санкт-Петербург,  ул. Коммуны, дом 32, корпус 4, литер "А"
Посмотреть расположение на карте

 

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: kub_natal  
Нужно ли переучивать левшу?
LorettaДата: Четверг, 16.05.2013, 14:47 | Сообщение # 1
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Жекулина Т.М.
к.пс.н.
педагог-психолог
ГБОУ СОШ №141
г.Санкт-Петербурга

НУЖНО ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ ЛЕВШУ?

Маленький ребенок часто доставляет беспокойство своим родителям, то он плохо спит, то у него пропал аппетит, то он вял, то слишком перевозбужден. А тут еще мама замечает, что ее ребенок предпочитает есть, рисовать, брать игрушки левой рукой, т.е. он левша (или леворукий). Что же это значит?
Леворукость – доминирование левой руки в различных видах двигательной деятельности. Количество леворуких колеблется от 5% до 15% (в различных литературных источниках). Размытость границ объясняется разным типом леворукости: 1.Чистый тип леворукости, распространяющийся на доминирование руки, ноги, глаза. 2. Ко второму типу относятся левши, выполняющие большую часть действий с помощью левой руки, но часть операций – правой. В эту же категорию входят и леворукие, переученные в раннем детстве. Они обычно научаются выполнять такие действия как еда, письмо правой рукой, а остальные действия совершают левой. 3. Равенство двигательных возможностей правой и левой руки (амбидекстрия). 4. Правша, потерявший способность пользоваться правой рукой (левша поневоле).
Склонность к леворукости, если не учитывать 4-ый тип, определяется биологическими закономерностями. Когда оба родителя являются левшами, то дети в 48,9% случаев оказываются правшами, в 27,7% - амбидекстрами, в 23,4% - леворукими. Левшей больше среди представителей мужского пола (1).
У леворуких отсутствует четкая специализация полушарий мозга. Центры речи имеет место в обоих полушариях, хотя большинство авторов сходятся во мнении, что главные функции речи все же представлены в левом полушарии, как у правшей. Среди левшей чаще встречаются эмоционально неустойчивые личности, подверженные неврозам, интровертированные, неконформные (2,3).
Можно переучить левшу, и он приспособится к тому типу манипулирования, двигательного поведения, который удобен больше для правшей. Но у этого переученного левши сохранится отличный от правшей профиль сенсорной и психической асимметрии, который может повлечь в экстремальной ситуации ломку сложившегося путем переучивания двигательного стереотипа, что приведет к использованию в такой момент левой руки как ведущей. Эти последствия характерны для стрессовых ситуаций, а что же происходит в повседневной жизни?
Вопрос о переучивании левши встает перед родителями, когда они готовят ребенка к школе. Переучивание является бесполезным занятием для «чистого» левши (первый тип леворукости). Которого либо невозможно переучить, либо «результативное» насилие приведет к негативным последствиям невротического характера.
Ну, а если ребенок амбидекстр, т.е. с одинаковым успехом пользуется как правой, так и левой рукой, иногда отдавая предпочтение какой-то одной руке при выполнении определенных действий (например, рисует всегда левой рукой и т.д.) или левша (второй тип леворукости), который при письме, рисовании иногда пользуется и правой рукой. Такого ребенка можно попытаться переучить, т.е. сместить его двигательную симметричность и даже легкую асимметричность (леворукую) в сторону правшества.
Для чего это нужно? Дело в том, что окружающий нас мир вещей создан для праворуких людей; начиная от простых дверных ручек и заканчивая машинами, станками. В школьных классах дневной свет падает на парты слева, так удобнее ребенку…правше. Писать слева направо легче также праворукому ребенку.
Если переучивание не влечет за собой длительного повышения нервно-психического напряжения у ребенка, то это можно сделать. Лучше приступить к этому перед школой, а не в начале первого класса, который сам по себе является сильным стрессогенным фактором для школьника.
Сначала надо определить к какому типу относится ваш ребенок. Для этого мы разработали опросник на выявление степени право-леворукости, состоящий из 12 вопросов, которые отражают основные действия, выполняемые одной или двумя руками. В основе данного опросника лежит шкала Аннетт (4). Мы учитывали тот факт, что на большинство вопросов можно дать двойной ответ, поэтому нами была применена порядковая шкала частоты использования той или другой руки.

Отметьте, какой рукой ваш ребенок пользуется, когда …

№ Вопросы
ПРАВОЙ ЛЕВОЙ


всегда часто иногда всегда часто иногда


1 пишет
2 бросает мяч в цель
3 держит ракетку при игре в теннис, бадминтон
4 подметает пол веником
5 держит ложку во время еды
6 отвинчивает крышку банки
7 держит щетку при чистке зубов
8 причесывается
9 вдевает нитку в ушко иглы
10 держит ножик, разрезая яблоко
11 держит молоток, забивая гвозди
12 режет ножницами

Родители, наблюдая за своим ребенком, могут заполнить данный опросник и определить степень право-леворукости у него.
Следует, однако, помнить, что эта шкала относительная и в условиях активного переучивания часть леворуких будет переходить в группу амбидекстров и слабоправоруких.

Список использованной литературы:

1. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. - М.: Медицина, 1988, - 240 с.
2. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. /Под ред. Фокина В.Ф., Боголеповой И.Н., Гутника Б. – М.: Научный мир, 2009, - 836 с.
3. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М.: Мир, 1983, – 256 с.
4. Annett M. (1972) The distribution of manual asymmetry. British Journal of Psychology. 1972, v.63, p.343-358

 
LivaisДата: Четверг, 23.11.2023, 12:45 | Сообщение # 2
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Я думаю, что это глупо
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


               

Copyright Alex Corp © 2024