Воскресенье, 30.04.2017, 17:56
Приветствую Вас Гость | RSS


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 141  
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Адрес ОУ: 195030, ул. Коммуны, дом 32, корпус 4, литер "А"

 

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: Loretta 
Школьный форум » Служба сопровождения » Психолог » КАК ПОМОЧЬ СТРАДАЮЩЕМУ РЕБЕНКУ?
КАК ПОМОЧЬ СТРАДАЮЩЕМУ РЕБЕНКУ?
AlekShuricДата: Пятница, 27.12.2013, 11:38 | Сообщение # 1
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 100
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
КАК ПОМОЧЬ СТРАДАЮЩЕМУ РЕБЕНКУ?


Что отличает детское горе? Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Так же, как и взрослые, в трагической ситуации он пережи¬вает горе. Не надо пытаться делать вид, что ничего не случи¬лось и жизнь идет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого человека. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не гарантирует от неожиданных и трагических реакций, но позволяет предотвра¬тить возникновение глубоких страхов, которые могут при¬вести к тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время детям прежде всего требуются поддержка и демонстрация любви и заботы.
Период острого переживания горя у ребенка обычно ко¬роче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает: "В первый день в школе я увидел, что все пришли с мамами и только я пришел с папой".
Что считать нормальными реакциями ребенка? Это обя¬зательно нужно знать, чтобы отличить "проблемного" ре¬бенка от ребенка "с проблемой".
Шок — первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается в молчаливом уходе или взрыве слез. Очень ма¬ленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происхо¬дит, но хорошо чувствуют атмосферу в доме. Развлечение (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телевизор) оказывается не самой лучшей политикой в такой ситуации. Оно действует временно и не помогает справиться с горем, а лишь на время отвлекает внимание. Обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но не обхаживайте его так, словно у него болят зубы. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить о матери, отце, брате или сестре. Если ребенок достаточно большой, дайте ему возможность участвовать в приготовле¬нии к похоронам, и он не будет чувствовать себя одиноким среди опечаленных и занятых делами взрослых.
Отрицание смерти — следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.
Поиски — для ребенка это очень логичная стадия горя. Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозмож¬ность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь.
Отчаянье наступает, когда ребенок осознает невозмож¬ность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние.
Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родите¬ля, который его "покинул", или на Бога, "забравшего" отца или мать. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестает общаться с матерью, "ни за что" бьет млад¬шего брата, грубит учителю.
Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Кроме того, ребенка могут тревожить различные практические вопросы: кто будет провожать его в школу, кто поможет с уроками, кто даст карманных денег? Для более старших детей смерть отца может означать невозможность продолжить учебу и т. п.

1. Прежде всего необходимо, чтобы переживание разделя¬лось всеми членами семьи. Многие сходятся в том, что жела¬тельно принятие траура всеми членами семьи, включая де¬тей (может быть, кроме дошкольников). Это совместное пе¬реживание, понятное каждому члену семьи.
Иногда дети становятся друзьями именно на основании сходства переживаний: "Мы с Линдой друзья, потому что у нас обеих нет мамы, а есть только папа".
Горе никогда не проходит. Мы сохраняем близких живы¬ми в нашей памяти, и это очень нужно нашим детям. Это позволит им извлечь позитивный опыт горя и поддержит их в жизни.
2. Самое сложное для взрослого — это сообщить ребенку о смерти близкого. Лучше всего, если это сделает кто-то из родных. Если это невозможно, то сообщить должен тот взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому он доверяет. В этот момент очень важно прикасаться к ребенку: взять его руки в свои, обнять, взять его на руки. Ребенок должен почувствовать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут. Важно также, чтобы у ребенка не воз¬никло чувство вины в связи со смертью близкого.
Ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Не надо в этот момент уговаривать ребенка взять себя в руки, ибо горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя.
Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. Не спорьте с ними, не приставайте к ним, их поведение естественно и является своего рода психотерапией.
Ребенка надо окружить физической заботой, готовить ему еду, стелить постель и т. п. Не нужно взваливать на него в этот период взрослых обязанностей: "Ты теперь мужчина, не огорчай маму своими слезами" (это порой говорится даже восьмилетнему ребенку). Сдерживание слез противоесте¬ственно для малыша и даже опасно. Но не надо и заставлять ребенка плакать, если он не хочет.
В период горя в семье не следует изолировать ребенка от семейных забот. Все решения должны приниматься сообща, всей семьей.
3. Желательно, чтобы ребенок говорил о своих страхах, но не всегда легко его к этому побудить. Потребности ребен¬ка кажутся нам очевидными, однако мало кто из взрослых понимает, что ребенку требуется признание его боли и стра¬хов, ему нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека.
В этой связи имеется интересный и полезный опыт. Напри¬мер, в госпитале собирают группу подростков, потерявших родителей, чтобы они могли проговорить все это между собой. По методике проведения подобных встреч психолог не уча¬ствует в беседе до тех пор, пока дети его об этом не попросят. Ребятам важно почувствовать себя на равных. Поначалу они с недоверием относятся к подобной группе, но, начав говорить, обнаруживают много общего в чувствах и проблемах. Разгово¬ры, порой болезненные, тем не менее помогают подросткам справиться со страхами, прояснить собственные мысли.
Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые возвращаются на работу, дети — в школу. Именно в этот момент потеря становится наиболее острой. Первые дни после трагедии дети знают, что правомерно лю¬бое проявление чувств. По прошествии времени могут прий¬ти такие явления, как энурез, заикание, грызение ногтей, сонливость или бессонница. Невозможно дать рецепт по каж¬дому отдельному случаю. Главное — исходить из потребнос¬ти ребенка в любви и внимании к нему. Если ребенок отка¬зывается от еды, можно предложить ему помочь взрослому приготовить обед для всей семьи.
Как снять агрессивное поведение? Маленьким детям можно дать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые можно мять, ломать и крушить. Детям постарше можно поручить физическую работу, требующую значи¬тельных усилий, можно отправить их на длительную про¬гулку пешком или на велосипеде.
Однако надо иметь в виду, что в многодетной семье мо¬жет возникнуть своеобразное соревнование, кто сильнее вы¬ражает свой гнев. Нельзя позволить ребенку зайти в этом слишком далеко. Нельзя допустить того, чтобы одному ре¬бенку было позволено абсолютно все в ущерб другим детям.
В течение многих месяцев, даже всего первого года после смерти близкого человека, острые эмоциональные вспышки будут омрачать такие события, как праздники, дни рожде¬ния. Затем эмоциональный всплеск, как правило, ослабевает. Потеря не забывается, но семья учится управлять своими чувствами.
4. В каких случаях ребенку требуется специальная по¬мощь? Обычно родители стараются избежать обращения к психиатру. Бывает и наоборот: при малейшем подозрении на необычность поведения ребенка родители кидаются к врачу, в то время как помощь требуется им, а не ребенку.
В качестве тревожных симптомов можно выделить следу¬ющие:
— длительное неуправляемое повеление, острая чувстви¬тельность к разлуке, полное отсутствие каких-либо прояв¬лений чувств;
— анорексия, бессонница, галлюцинации (все это чаще встречается у подростков). Депрессия подростков — это часто гнев, загнанный внутрь.
Общий совет: настораживают отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство. Всегда тревожит отсутствие переживаний.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ, ЕСЛИ ОДИН ИЗ ЧЛЕНОВ СЕ¬МЬИ ТЯЖЕЛО БОЛЕН?
Детям обычно не сообщают о серьезных заболеваниях близких, считая, что это избавит детей от страданий. Ре¬зультатом этого может стать возникновение у ребенка ужа-сающих фантазий. Конечно, переживания родных, связан¬ные с медленной агонией близкого человека ничуть не легче травмы от внезапной смерти. Но когда забота о больном рас¬пределена между всеми членами семьи, постепенно проис¬ходит приготовление к смерти.
В идеале детям с учетом их возраста нужно объяснить, что происходит, и не оставлять их наедине с их страхами и печалью. Они тоже могут взять на себя часть забот.
Боль утраты может не стать меньше от того, что ребенок знал об этом заранее, но у него была возможность простить¬ся, он не получает дополнительную травму от того, что выключен из круга семейных забот.
Известие о тяжелом диагнозе обычно вызывает ту же ре¬акцию, что и известие о смерти: шок, оцепенение, неверие и отрицание. Затем приходят страх, тревога, чувство беспомощности и гнев. Почему это случилось именно со мной, с нами? Такое известие может вызывать чувство обиды по отношению к тем, у кого все в порядке.
В столь внезапно изменившейся обстановке дети могут испытывать чувство ревности по отношению к больному, приковавшему к себе внимание и любовь всех членов семьи. Маленькие дети могут плохо себя вести. Фразы типа "Веди себя потише, а то из-за тебя папе станет хуже" порождают у ребенка веру в то, что его поступки могут иметь те или иные последствия для больного. Почему бы страшной болез¬ни не исчезнуть, если я буду вести себя хорошо? Отсюда рукой подать и до чувства вины, а значит — до еще более тяжких психических травм у самого ребенка.
Дети должны навещать в больнице своих больных род¬ственников, но только если те не находятся в реанимаци¬онном отделении. Это может испугать ребенка. Старшие подростки иногда отказываются навещать своих близких вследствие разных причин. Часто они сердиты на врачей, которые не могут помочь больному, ревнуют и сердятся из-за того, что не они сами являются центром семейной драмы, злятся на себя за эти чувства. Подросток может опасаться, что в больнице ему придется вести себя как взрослому, а он еще недостаточно владеет способностью вести себя вразрез с тем, как он чувствует. В этих случаях не следует брать ребенка с собой на все время посещения больницы. Пусть он позвонит Вам по пути из школы, и Вы встретите его в холле больницы. Можно предложить подро¬стку "заскочить на пять минут", чтобы принести в больни¬цу какую-нибудь нужную вещь: "Если хочешь, оставь ее на столе". Когда он(а) придет в палату, можете быть увере¬ны, что принесет с собой книгу или рукоделие, чтобы не поддерживать разговор.
Подростки часто с интересом общаются с медицинским персоналом: в силу особенностей возраста они начинают ин¬тересоваться научной работой современной клиники.
ОВДОВЕВШИЙ РОДИТЕЛЬ: КАК ПОМОЧЬ ЕМУ И РЕБЕНКУ?
Если вы хотите помочь осиротевшему ребенку, помогите прежде всего его овдовевшему родителю. Когда умирает мать, ее место вскоре занимает другая женщина — бабушка или тетка — для того, чтобы кормить, стирать, ухаживать за детьми. Но когда умирает отец, новый мужчина появляется в доме нескоро. Родственник или сосед может иногда помочь вдове по хозяйству, но никто из них не сможет в полном объеме дать любовь и доброту девочкам и поддержку и по¬нимание мальчикам.
В случае внезапной смерти одного из родителей малень¬кие дети часто чувствуют себя особенно несчастными, если они не видят страданий оставшегося родителя. Им требуются физическая близость и эмоциональная поддержка, уверен¬ность в том, что мир не перевернулся окончательно. Ребенок может начать брать с собой в постель пижаму умершего отца, который по вечерам часто садился на кровать ребенка и читал ему сказки. Мать или бабушка обычно сердятся на ребенка, но его поведение вполне естественно. Оно может считаться болезненным только в том случае, если оно стано-вится навязчивым и сохраняется во взрослом возрасте.
Иногда, чтобы укрепить любовь оставшегося родителя, старшие дети стремятся спрятать свои эмоции, и только годы спустя могут дать знать о себе серьезные раны, нане-сенные этими скрытыми переживаниями.
Дети сталкиваются со странными изменениями в поведе¬нии овдовевших родителей. Мать или отец могут в это время испытывать противоречивые чувства: возникает желание умереть и в то же время присутствует постоянный страх пе¬ред какой-либо катастрофой и полным сиротством детей. Родитель может стать сердитым и чрезвычайно требователь¬ным к ребенку. Любящая мать вдруг становится холодной, а прежде мало эмоциональные женщины могут вдруг стать любвеобильными.
Ответственный и заботливый отец, прежде много време¬ни проводивший дома с детьми, теперь не может заставить себя идти домой, где нет жены. Он задерживается на работе, уезжает на уикэнд, обнаруживает полное безразличие к се¬мье. Это его способ переживания горя.
Все эти перемены обычно кратковременны, но они очень пугают маленьких детей. В целом же дети очень практичны. На вопрос о том, как переживает отец потерю жены, четве¬ро его сыновей ответили: "Прекрасно. Он отлично справля¬ется со всем, кроме стиральной машины".
Часто дети испытывают чувство вины в связи со смертью родителя. Отец Бобби спас его, когда тот тонул, и через несколько часов умер от сердечного приступа. Бобби знал, что мать считает его виновным в смерти отца, и сохранял это чувство вины в течение нескольких лет. Анни знает, что ее мать умерла при ее рождении, и испытывает чувство вины, хотя отец очень любит ее. Некоторые дети испытыва¬ют чувство вины, вспоминая о том, что им что-либо не нравилось в умершем родителе. Здесь важно, чтобы остав¬шийся родитель мог вспомнить своего покойного супруга и поговорить о нем и со слезами, и со смехом, так, чтобы он стал для ребенка не мифом, а реальным человеком, о кото¬ром можно вспоминать.
Если родители находились в разводе, то ситуация становит¬ся еще более сложной. Если дети жили с матерью, то они склонны винить ее в смерти их отца. Если мать опечалена этим событием, дети удивляются: ведь родители же разведены. Если же мать не плачет, то они обвиняют ее в отсутствии чувств.
Надо помнить, что эти дети уже один раз пережили большую потерю. Теперь они столкнулись с невозвратимой утратой. Необходимо помочь им выразить свои чувства, воп¬росы, страхи.
Многие дети боятся, что овдовевший родитель вступит в новый брак, причем этот страх нередко возникает букваль¬но в день смерти. На самом деле, это вполне реальный страх потерять любовь родителя: "Отец будет любить ее, а не меня". Если это действительно происходит, дети резко про¬тестуют, не желая признавать нового члена семьи.
Однако в некоторых случаях это может поддержать ре¬бенка. Например, мачеха демонстрирует, что она привет¬ствует преданность ребенка его матери: "Я всячески поддер¬живаю художественные способности девочки, которые она унаследовала от матери". Такая позиция может ослабить на¬пряженность во взаимоотношениях.
Очень важен возраст ребенка, когда родители вступают в повторный брак. В подростковом возрасте это переживается особенно тяжело. Но даже если ребенок очень мал, а новые мама или папа приносят счастье в осиротевшую семью, ни¬когда не надо надеяться, что дети забудут своих настоящих родителей. Ни один человек не может заменить другого.
Дети, никогда не знавшие мать или отца, часто испыты¬вают двойственные чувства. Чаще всего потеря воспринима¬ется как пустота, разрыв в их жизни, но не горе. Иногда горе становится ощутимее с возрастом ребенка. Почувствует ли ребенок себя обездоленным, зависит от того, как по¬ведет себя родитель, с которым он живет. Опасность пред¬ставляют фантазии ребенка о его незнакомом родителе. На¬пример: "Моя мать никогда не говорила о моем отце, и мои фантазии разрослись до невероятных размеров. Может быть, я приемыш? Может быть, мой отец жив? Может быть, он в тюрьме? Мне было 20 лет, когда мать накануне моей свадь¬бы сказала мне, что мой отец был уважаемым человеком. Узнав об этом, я стала горевать о реальном человеке".
Некоторые вдовы (вдовцы) внешне демонстрируют пре¬красный самоконтроль: они логично рассуждают, принимают рациональные решения, их беседы с детьми полны понима¬ния. Однако их поведение напоминает движение на автопило¬те. Но что происходит с детьми во время этого полета? Одни приземляются благополучно, другие — набивают шишки, некоторые же терпят катастрофу. Иногда разрушить такое ав-томатическое поведение и подтолкнуть родителя к более тес¬ному контакту с детьми может близкий друг. Один вдовец пришел в ужас, когда его брат предложил ему отправиться на неделю в горы. "Я не могу оставить детей, нарушить привыч¬ный ритм их жизни. А если со мной что-нибудь случится? Кто им поможет?" Все же его уговорили, и через неделю он вер¬нулся совершенно измученный. "У меня нет сил даже ужин приготовить", — простонал он. Его семилетняя дочь обняла его: "Вот теперь ты снова говоришь как настоящий папа". С этого момента контакт с ребенком восстановился.
Едва ли можно вообразить себе ГОРЕ РЕБЕНКА, КОГ¬ДА ОН ТЕРЯЕТ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ. Если у него нет других родственников, которые могли бы взять его в се¬мью, ребенок попадает в детский дом. Часто осиротевших детей берут к себе прародители. Сложности усыновления, установления опеки могут еще больше углубить горе ребен¬ка. Прародителям тоже очень нелегко: ведь они потеряли сына или дочь. Особая роль здесь принадлежит бабушке. Если она поймет, что ее любовь и забота помогут ребенку пере¬жить горе, то ее первоначальные беспомощность и растерянность пройдут. Главная помощь со стороны прародителей заключается в том, чтобы ребенок мог сохранить память о родителях: "Ты живой портрет твоей мамы", "Отец очень любил музыку, как и ты". По прошествии времени помощь может оказать старый семейный альбом с фотографиями. Дети любят узнавать о своих родителях, рассматривать фо¬тографии, любят слушать истории о детстве своих родите¬лей, и все это поможет прародителям облегчить горе детей.


После Format-а, UnDelet-ом не машут! :-)
 
AlekShuricДата: Пятница, 27.12.2013, 11:39 | Сообщение # 2
Мыслитель
Группа: Администраторы
Сообщений: 100
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
КАК РЕБЕНОК ПЕРЕЖИВАЕТ СМЕРТЬ БРАТА ИЛИ СЕСТРЫ?


Если в семье умирает ребенок, все стараются облегчить горе матери. Взрослые говорят детям: "Вы должны помочь маме, у нее большое горе". А что переживают в это время братья и сестры умершего ребенка? Умер малыш, которого любила вся семья; умерла старшая сестра, с которой всегда можно было поговорить, брат, с которым ребенок ежеднев¬но спорил и ссорился, но который все равно оставался луч¬шим другом и с которым ребенок жил в одной комнате. Мысль о том, что "я теперь единственный ребенок в семье" может оказаться очень тягостной.
Между тем родители часто бывают настолько поглощены своим горем, что как будто бы забывают о других своих детях. Смерть родителя ужасна для ребенка, однако смерть брата или сестры наводит его на мысли о собственной смер¬тности. Часто более младший ребенок, достигнув возраста, в котором умер его брат, становится очень беспокойным, и это надо иметь в виду.
В течение месяцев или лет больной ребенок являлся центром семьи. Здоровые дети испытывают смешанное чувство ревнос¬ти, жалости и гнева по отношению к больному. После его смерти возникают иные чувства — облегчение, сопровождаю¬щееся ощущением вины. Родители, подавленные горем, могут неправильно интерпретировать это поведение, обвинять ребен¬ка в смерти его брата или сестры, припоминая, что он прыгал по постели больного или разбил стакан с лекарством. Все это порождает у ребенка долго не проходящее чувство непонима¬ния и отверженности. Иногда ребенку кажется, что родители предпочли бы, чтобы умер он, а не его брат или сестра.
Если родители способны разделить свои переживания с детьми, то даже очень маленькие дети могут проводить вре¬мя с умирающим ребенком: держать его за руку, читать ему книгу. Это становится частью обычной жизни здорового ре¬бенка. Он переживает вместе с родителями, когда состояние больного ухудшается, и радуется вместе с ними, если ему лучше. Когда больной ребенок умирает, его брат или сестра горюют вместе с родителями. Всегда лучше, если дети знают о тяжелой болезни, участвуют в уходе за больным, могут попрощаться с ним в момент кончины, быть вместе с семь¬ей на похоронах. Все это помогает им преодолеть страхи и различного рода фантазии. Это всегда менее травмирующая ситуация, чем полуправда.
Сильные эмоции и недоумение вызывает обычно само¬убийство брата или сестры. Дети часто испытывают гнев: "Как он мог так огорчить маму и папу?", а также смутное чувство ревности, связанное с некоторой романтичностью такого поступка (нечто вроде драмы Ромео и Джульетты). Родители обычно настолько поглощены своим горем, что не замечают других своих детей. Их горе и страдание остаются незамеченными, и дети порой испытывают желание покон¬чить с собой, чтобы привлечь внимание родителей. В этом случае просто необходимо вмешательство родственников, друзей, хороших соседей. Если ребенок не в силах принять вашу помощь, не колеблясь обратитесь к помощи врача или консультанта. Часто бывает необходимо лишь несколько се¬ансов, чтобы найти подход к ребенку.
Для ребенка в этот период очень важно сознание того, что кто-то о нем думает. "Мой старший брат покончил с собой в результате несчастной любви. Мать попала в больни-цу, отец запил. Я был трудным подростком, а в это время и вовсе чуть не сошел с ума. Ко мне пришел сосед, и мы отправились на длительную прогулку. Мы гуляли много ча¬сов, а потом пошли к нему домой и его жена хорошо меня накормила. Потом мы смотрели телевизор, и они сели рядом со мной, и каждый из них взял мою руку в свою. Это значи¬ло для меня больше, чем слова. Я не стал "легким" подрост¬ком в одну ночь, но с этого момента я знал, что кто-то думает обо мне".
По прошествии времени родители начинают связывать все свои надежды с оставшимся ребенком. Как правило, их ожидания оказываются чрезмерными. Ребенок старается быть похожим на умершего сиблинга (брата или сестру) и теряет свою индивидуальность.
Смерть неполноценного ребенка зачастую оказывается ожидаемой, особенно в случае врожденного уродства боль¬ного ребенка. В течение ряда лет жизнь семьи сосредоточи-валась вокруг этого ребенка, ему доставалось больше роди¬тельской любви и заботы. Облегчение, испытываемое ос¬тальными детьми после смерти неполноценного брата или сестры, вызывает у них чувство вины. Они знают, что их жизнь изменится: им не придется больше катать кресло, они смогут без смущения пригласить к себе друзей, они рассчитывают на большее внимание со стороны родителей. В то же время они так же глубоко, как и их родители, стра¬дают от того, что их брат мог бы жить как и они, но никогда не жил так.
Со стороны нелегко понять истинные переживания и реакции сиблингов. Их заявления типа "В этом году мы сможем поехать в отпуск" и т. п. расцениваются взрослыми как нечувствительность к утрате, хотя это и не так. Дети часто спрашивают родителей: "Могу ли я занять комнату Тоби?", "Можно ли мне взять себе игрушки сестры?" От родителей требуется достаточно понимания и мужества, чтобы принять эти предложения с улыбкой: "Конечно, Тоби был бы не против, чтобы ты жил в его комнате", "Да, я думаю, ты будешь заботиться об игрушках Джилл". Это весьма трудно для родителей, но дети будут благодар¬ны им за то, что они могут преодолеть этот кризис так, как им этого хотелось бы.
Не следует избегать годовщин: дети должны помнить дни рождения и смерти сиблинга. За праздничным столом всегда нужно оставлять свободное место. Надо жить так, словно один из членов семьи просто отсутствует.
ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ШКОЛА, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ?
Учитель часто оказывается беспомощным, когда сталки¬вается с необходимостью помочь ребенку пережить горе. Между тем школа и учитель могут сыграть решающую роль в помощи этим детям: ведь школа составляет огромную часть их повседневной жизни. После любой трагедии при¬вычные ежедневные обязанности могут оказать поддержку, создать ощущение комфорта и безопасности, а иногда и принести облегчение. Обстановка в школе резко отличается от тягостной домашней атмосферы.
Обычно рекомендуют, чтобы дети возвращались в школу по возможности быстрее после похорон. Между тем, все это очень индивидуально. Ребенок часто боится оставить родите¬ля одного, ему кажется, что отец или мать умрут, оставшись дома в одиночестве. В этом случае целесообразно пойти ре¬бенку навстречу, разрешить ему в течение какого-то време¬ни побыть дома, чтобы он успокоился и убедился, что роди¬тель умирать не собирается.
Возвращение в школу может быть трудным. Встреча с учителями и товарищами требует известного мужества. Пе¬режившие горе люди знают, как порой болезненно воспри-нимаются любые слова даже добрых знакомых. Между тем дети, не очень-то чуткие в обычное время, ведут себя го¬раздо более естественно и доброжелательно по отношению к своему страдающему товарищу, чем взрослые по отноше¬нию к его родителю. Тем не менее учителя должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали. Когда ребенок придет в школу, учитель должен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы ребенок не чувствовал равноду¬шия со стороны учителя. В школе должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать. Иногда кто-нибудь из старших детей может быть назначен "опеку¬ном" такого ребенка; возможно, это будет кто-то, имею¬щий аналогичный опыт и могущий при необходимости поддержать ребенка. Родители и вся семья также требуют поддержки. Важно знать, что именно и в каком объеме они сказали ребенку об утрате.
Поглощенный собственными переживаниями родитель часто теряет контакт с ребенком, и учителя обычно ока¬зываются первыми, кто замечает симптом неблагополучия. Задача учителя — не ждать, когда произойдет трагедия, а поговорить с ребенком о смерти, когда представится та¬кая возможность. Учителю это обычно не разрешается, считается, что это не учебный вопрос. Да и сами учителя часто считают, что детей надо ограждать от подобных мыслей. Однако учитель должен уметь помочь своим воспитанникам, переживающим такую трагедию, как потеря кого-то из близких. Когда в 250 школ послали приглаше¬ния учителям прослушать соответствующий курс, на них откликнулись лишь 35 учителей. Одни считали, что это совершенно необязательные знания, ибо все равно никто не сможет помочь ребенку, другие — что это дело священ-ника. Даже с учащимися начальной школы нужно гово¬рить о столь "запретных" вещах, как воровство, ложь, болезнь, больница, смерть. Этим учитель показывает де¬тям, что с ними можно говорить о чем угодно. Если же учитель избегает подобных тем, то ребенок, с которым случилась беда и который хочет задать вопросы, поде¬литься своими переживаниями, не видит никого, к кому он мог бы обратиться.
К моменту, когда ребенок заканчивает начальную шко¬лу, он должен иметь понятие о смерти как о части жизни. У учителей есть много возможностей подать проблему смерти именно таким образом. Возможно, наиболее простым и оче¬видным примером может служить смена времен года.
В одной городской школе учитель воспользовался смер¬тью любимого всеми детьми кролика. Старший учитель хо¬тел убрать его ночью, но молодой учитель настоял на том, что дети должны его видеть, положить в коробку и похоро¬нить — очень просто, без всяких церемоний, во время пере¬мены. Они выбрали место поддеревом, дети принесли расте¬ния и посадили их на его могиле. Учитель предложил им сделать книгу о своем кролике: вклеить туда фотографии, рисунки, истории о кролике. Они спокойно и без лишних эмоций сделали очень красивую книгу о кролике; урок был усвоен, память будет жить, а разговоры о печальном собы¬тии помогут смириться с утратой.
Рекомедаиии для учителя начальных классов
1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, по¬терявшего кого-то из близких. В первые недели обычно на¬блюдаются тенденции к уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивле¬ния. Не действуйте вопреки ребенку.
2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслу¬шать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выбе¬рите удобное для этого время. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами и сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка ог¬ромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.
3. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их собрать, объясните им, что когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.
4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать "Я не знаю". Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.
5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. "Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла!". В это время ребенку можно рассказывать множе¬ство трогательных историй. Покажите ему, что можно улы¬баться и смеяться. "И мама любила клоунов, не правда ли?" — такая фраза может стать началом разговора о цирке, и на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое.
6. Никогда не говорите: "Ты ведь так не думаешь, не так ли?" Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ре¬бенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда Роджер сказал, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думал. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Не следует про¬износить фраз типа "Скоро тебе будет лучше". Гораздо луч¬ше будет сказать: "Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец должен был умереть таким мо-лодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его".
7. Старайтесь быть в контакте с родителями ребенка. Он быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его привычках.
Учитель должен с вниманием относиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являют¬ся праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ре-бенку, у которого нет матери, нужно посоветовать пригото¬вить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно зара¬нее учесть все возможные случайности. Понимающий учи¬тель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Ко¬нечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи. Здесь требуется специали¬зированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, а часто полезной оказывается и семей¬ная терапия.
В средней школе возникает множество собственно подрост¬ковых и юношеских проблем. Многие из них считаются пус¬тяками, хотя на самом деле это важнейшие проблемы. Всем матерям знаком ответ "Ну и что" по поводу их волнений и переживаний за подростка, увлекающегося мотоциклом. По¬нятие "иметь ребенка" связывается подростками в основном с беременностью и в лучшем случае с младенцем в коляске, но не с двадцатилетними заботами о ребенке. Смерть ассоции¬руется с больницей и похоронами, но не с чувством утраты — до тех пор, пока это не коснется их самих.
Лучшим введением к занятию, посвященному пробле¬ме смерти, потери близкого человека, будет обсуждение причин смерти — старость, болезнь, насилие, несчастные случаи, убийство и самоубийство. Последующие вопросы могут касаться вопросов похорон и кремации. "Бывал ли кто-нибудь из вас на кладбище?" Учитель может органи¬зовать поход на кладбище, показать могилы исторических лиц. Можно показать культурные и религиозные различия в похоронных ритуалах; необходимо обсудить и светские похороны.
С этого момента обсуждения могут стать более личными, и учитель должен поинтересоваться, все ли хотят принять в них участие. Как правило, все дети хотят слушать, даже если не стремятся говорить сами.
Как поддержать товарищей, потерявших близких? Для общей дискуссии можно предложить тему: "Как помочь че¬ловеку, переживающему горе?" Интересно, что только не¬которые предлагают говорить об умершем родственнике. И очень трудно бывает объяснить сильное желание человека поговорить о том, кого он любил и теперь потерял.
"Если бы ты умер, хотел бы ты, чтобы никто о тебе боль¬ше не вспоминал?" — спросил учитель одного весьма цинич¬ного подростка. Не получив ответа, он упомянул Джона Леннона. "Представь себе, что со дня его смерти о нем бы никто не заговорил. Нигде не было бы его фотографий, записей. Что бы чувствовали его вдова и дети?" Этот пример показал клас¬су жизненную необходимость живой памяти об умершем.
Родители должны быть внимательны к ребенку, если уми¬рает кто-то из его одноклассников или друзей. Он будет стра¬дать так же, как если бы это были его брат или сестра. Глубо¬ко переживая случившееся, подросток иногда "впадает в дет¬ство" и начинает общаться при помощи жестов, а не слов.
Помимо обсуждений учитель должен порекомендовать подросткам соответствующую литературу.
Подросток может настолько погрузиться в собственные размышления и переживания, что теряет всякую связь с вне¬шним миром. Если вы замечаете, что он забыл, о чем вы его спросили, постарайтесь проявить терпение, спокойно повто¬рите свой вопрос или скажите, что вы тоже порой забываете что-то. Говорить ребенку, чтобы он больше старался, не впа¬дал в задумчивость абсолютно бесполезно: умственно он со¬вершенно дезорганизован. Иногда можно предложить подрос¬тку работать на уроке так, как если бы он сейчас занимался своим любимым видом спорта. Этот прием не облегчает горя, но помогает ученику заставить себя работать, не отставая от класса. Причина нарушения работоспособности не всегда оче¬видна. Порой на девочку дома возлагают обязанности умер¬шей матери, и она просто устает и не высыпается, что прямо отражается на ее учебе. Иногда же ребенок использует свое горе в качестве оправдания плохой учебы.
Заканчивая обзор книги Р.Уэллс, заметим, что она ценна не только своими практическими рекомендациями и советами, но также и тем, что в значительной степени меняет имеющиеся у нас представления о том, как переживает горе ребенок, что он чувствует, в чем испытывает нужду, какого именно поведения он ожидает от окружающих его взрослых. Ведь зачастую взрослые ведут себя по отношению к страда-ющему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упомина¬ний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому справляться со своими переживаниями, выраба¬тывать способы поведения и защиты, оставляя его один на один с чувствами тревоги и страха.


Из кн. «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» Под ред. Дубровиной Н.В. 2000 г.


После Format-а, UnDelet-ом не машут! :-)
 
Школьный форум » Служба сопровождения » Психолог » КАК ПОМОЧЬ СТРАДАЮЩЕМУ РЕБЕНКУ?
Страница 1 из 11
Поиск:


                 


Copyright Alex Corp © 2017