natalia | Дата: Воскресенье, 16.10.2011, 19:05 | Сообщение # 1 |
Мыслитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 103
Статус: Offline
| Вопросы олимпиады по биологии. 9 класс А.1. Определите лишнее слово и объясните, почему оно является лишним: А – цитоплазма, митохондрии, рибосомы, лизосомы. Б – митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи.
2. Почему при взлете и посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
3. По костям умершего человека опытный анатом может решить, был ли он спортсменом, грузчиком или писателем? Что служит основанием для такого решения?
4. Однажды в больницу был доставлен человек. Его грудная клетка с двух сторон была пробита. Легкие при этом остались невредимыми. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло?
5. А. Э. Брем писал: «Жаба – настоящее благословление для места, где она поселилась». Почему?
Б.1. Муха – осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер характер приспособленности.
2. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.
3. Как изменится жизнь дубравы в тех случаях, если там: а) вырубили весь кустарник; б) химическим способом уничтожили растительноядных насекомых?
4. Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца, с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?
5. Великий немецкий композитор Бетховен, когда стал терять слух, нешел оригинальный способ слышать музыку. Он брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к деке рояля и слышал звуки. Объясните, как слышал музыку композитор?
Олимпиада по биологии. 9 класс.(1)
Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его. 1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является: а – Орган; б – Клетка; в – Ткань. 2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке? а - Жан Батист Ламарк; б - Чарлз Дарвин; в - Эрнст Геккель; г - Климент Аркадьевич Тимирязев. 3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них: а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног; в – Членистых конечностей; г – Отделов тела. 4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах: а – АТФ; б – ДНК; в – Белков. 5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе? а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ; б – Служат пищей для растений; в – Создают органические вещества из неорганических; г – Обогащают атмосферу кислородом. 6. Взаимоотношения «тля – муравей» - это: а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм. 7. Главный признак царства грибов: а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества; в – Питание готовыми органическими веществами; г – Клеточное строение организмов. 8. Транспортную функцию в организме выполняет: а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань. 9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это: а – Покрытосеменные; б – Голосеменные; в – Папаротниковидные; г – Моховидные. 10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании: а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров. 11. Микориза: а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева; в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы. 12. К теплокровным животным относятся: а – Птицы; б – Насекомые; в – Пресмыкающиеся. 13. Растения класса однодольных имеют: а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему; б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему; в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему; г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему. 14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется: а – Нервные узлы; б – Нервы; в – Рецепторы. 15. О единстве органического мира свидетельствует: а – Связь организмов со средой; б – Приспособленность организмов к среде обитания; в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств живой природы; г – Взаимосвязь клеток в организме. 16. Только для живых организмов характерно: а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски; в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой. 17. Грибы питаются: а – Образуя на свету органические вещества; б – Готовыми органическими веществами; в – Только органическими веществами живых организмов; г – Поселяясь на продуктах питания. 18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется: а – С помощью спор; б – Путем деления клеток; в – С помощью семян; г – С помощью черенков. 19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере? а – Владимир Николаевич Сукачев; б – Владимир Иванович Вернадский; в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов. 20. Раздел ботаники, изучающий мхи: а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология; г – Альгология. 21. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит: а – Бактерии; б – Растению; в – Грибу; г – Животному. 22. Мышцы крепятся к костям при помощи: а – Надкостницы; б – Сухожилий; в – Хрящей. 23. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе: а – Дыхания; б – Передвижения веществ; в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы. 24. Основная функция митохондрий: а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов. 25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы: а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра; в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора. 26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, - это: а – Животные; б – Грибы; в – Растения; г – Лишайники. 27. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются: а – Кислород, углерод, азот, водород; б – Азот, водород, кислород, сера; в – Углерод, фосфор, водород, кислород. 28. Факторы неживой природы: а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии; в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные. 29. Клеточная мембрана: а – Обладает избирательной проницательностью для различных веществ; б – Непроницаема; в – Полностью проницаема для любых веществ. 30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь: а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны. 31. Какая клетка изображена на рисунке? а – Грибная; б – Животная; в – Растительная; г – Бактериальная. 32. Лес и водоем имеют много общего, так как они: а – Представляют собой природные сообщества; б – Представляют собой искусственные сообщества; в – Заселены сходными видами растений и животных; г – Расположены недалеко друг от друга. 33. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с: а – Папоротниками; б – Грибами ; в – Водорослями; г – Лишайниками. Вставьте пропущенное слово: 34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период...................... клетки. 35. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка. 36. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является членораздельная…….... 37. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам: Биотоп + биоценоз = ……………………….. 38. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи………. 39. В любом сообществе существует ограниченное число трофических уровней, берущих начало отрастительных организмов, которые называются…….…... 40…..……. – наука о строении человеческого тела. Задание 2. 1. Какова структура и функции ядра клетки? 2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? По какому признаку факторы среды объединены в эти группы? 3. Перечислите существующие царства живого. 4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»? 5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»? 6. В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми? 7. Перечислите основные признаки живых существ. 8. Какими свойствами обладает водная среда обитания? 9. Какова организация (структура) любой экосистемы? 10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?
Задание 3. 1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений? объяснение этому явлению. 9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы? 10. На рисунке показаны два проростка одного возраста. Опишите условия, в которых развивался 2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней? 3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш выбор. 4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука –экология? 5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм? 6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему? 7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных. 8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте проросток (А) по сравнению с условиями развития проростка (Б). 11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества? 12. С какой целью человек создает заповедники и заказники? 13. Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями? Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод можно сделать из этого? 14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих? 15. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой? Задание 4. 1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?
2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области? Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.
3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.
|
|
| |
natalia | Дата: Воскресенье, 16.10.2011, 19:14 | Сообщение # 2 |
Мыслитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 103
Статус: Offline
| Вопросы олимпиады по биологии 9 класс (2)
1.Встречаются ли «белые вороны» среди других птиц? 2. Что Вам известно о степном тарпане? 3. Почему так называются растения: а) Петров крест б) Иван-чай в) Соломонова печать г) кошачья лапка? 4. Что такое СПИД? Пути передачи ВИЧ. Некоторые симптомы СПИД. 5. Служитель, ухаживающий за собаками, у которых была оперирована поджелудочная железа, заметил, что их моча привлекает мух. Анализ показал присутствие в моче сахара. Какова связь между этими явлениями? 6. Частота дыхания собаки в жаркий день может достигнуть 200-300 в минуту и обеспечивает не только газообмен, но и терморегуляцию. Как в организме человека регулируется теплообмен? 7. Дать определения биологическим терминам: орнитология анаболизм вакцина.
|
|
| |