Суббота, 20.04.2024, 05:16
Приветствую Вас Гость


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 141  
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Адрес ОУ: 195030, Санкт-Петербург,  ул. Коммуны, дом 32, корпус 4, литер "А"
Посмотреть расположение на карте

 

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: anna  
Школьный форум » Олимпиады и конкурсы » Олимпиады и конкурсы » Олимпиады по биологии 9 класс
Олимпиады по биологии 9 класс
nataliaДата: Воскресенье, 16.10.2011, 19:05 | Сообщение # 1
Мыслитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 103
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Вопросы олимпиады по биологии. 9 класс
А.1. Определите лишнее слово и объясните, почему оно является лишним:
А – цитоплазма, митохондрии, рибосомы, лизосомы.
Б – митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи.

2. Почему при взлете и посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

3. По костям умершего человека опытный анатом может решить, был ли он спортсменом, грузчиком или писателем? Что служит основанием для такого решения?

4. Однажды в больницу был доставлен человек. Его грудная клетка с двух сторон была пробита. Легкие при этом остались невредимыми. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло?

5. А. Э. Брем писал: «Жаба – настоящее благословление для места, где она поселилась». Почему?

Б.1. Муха – осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер характер приспособленности.

2. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

3. Как изменится жизнь дубравы в тех случаях, если там: а) вырубили весь кустарник; б) химическим способом уничтожили растительноядных насекомых?

4. Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца, с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?

5. Великий немецкий композитор Бетховен, когда стал терять слух, нешел оригинальный способ слышать музыку. Он брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к деке рояля и слышал звуки. Объясните, как слышал музыку композитор?

Олимпиада по биологии. 9 класс.(1)

Задание 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его.
1. Основным структурным и функциональным элементом организма человека является:
а – Орган; б – Клетка; в – Ткань.
2. Кто из перечисленных ученых предложил термин «экология» и дал определение этой науке?
а - Жан Батист Ламарк; б - Чарлз Дарвин;
в - Эрнст Геккель; г - Климент Аркадьевич Тимирязев.
3. Насекомых среди других членистоногих можно узнать по наличию у них:
а – Хитинового покрова; б – Трех пар ног;
в – Членистых конечностей; г – Отделов тела.
4. Наследственная информация в клетке зашифрована в молекулах:
а – АТФ; б – ДНК; в – Белков.
5. Какова роль организмов-разрушителей в круговороте веществ в природе?
а – Разлагают остатки мертвых организмов до неорганических веществ;
б – Служат пищей для растений;
в – Создают органические вещества из неорганических;
г – Обогащают атмосферу кислородом.
6. Взаимоотношения «тля – муравей» - это:
а – Хищничество; б – Симбиоз; в – Амменсализм.
7. Главный признак царства грибов:
а – Наличие в клетках ядра; б - Наличие оболочки из хитиноподобного вещества;
в – Питание готовыми органическими веществами;
г – Клеточное строение организмов.
8. Транспортную функцию в организме выполняет:
а – Кровь; б – Жировая ткань; в – Хрящевая ткань.
9. Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:
а – Покрытосеменные; б – Голосеменные;
в – Папаротниковидные; г – Моховидные.
10. Гладкая эндоплазматическая сеть участвует в образовании:
а – Белков; б – Жиров; в – Углеводов и жиров.
11. Микориза:
а – Плодовое тело гриба; б – Симбиоз гриба и корней дерева;
в – Болезнь растений, вызываемая грибами; г – Часть грибницы.
12. К теплокровным животным относятся:
а – Птицы; б – Насекомые; в – Пресмыкающиеся.
13. Растения класса однодольных имеют:
а – Листья с параллельным жилкованием, стержневую корневую систему;
б – Листья с параллельным и дуговым жилкованием, мочковатую корневую систему;
в – Листья с сетчатым жилкованием, стержневую корневую систему;
г – Листья с сетчатым жилкованием, мочковатую корневую систему.
14. Скопление тел нейронов за пределами центральной нервной системы называется:
а – Нервные узлы; б – Нервы; в – Рецепторы.
15. О единстве органического мира свидетельствует:
а – Связь организмов со средой;
б – Приспособленность организмов к среде обитания;
в – Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов, разных царств живой природы;
г – Взаимосвязь клеток в организме.
16. Только для живых организмов характерно:
а – Уменьшение веса; б – Изменение окраски;
в – Дыхание; г – Взаимодействие со средой.
17. Грибы питаются:
а – Образуя на свету органические вещества;
б – Готовыми органическими веществами;
в – Только органическими веществами живых организмов;
г – Поселяясь на продуктах питания.
18. Размножение грибов, мхов, папоротников осуществляется:
а – С помощью спор; б – Путем деления клеток;
в – С помощью семян; г – С помощью черенков.
19. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?
а – Владимир Николаевич Сукачев; б – Владимир Иванович Вернадский;
в – Карл Линней; г – Николай Алексеевич Северцов.
20. Раздел ботаники, изучающий мхи:
а – Бриология; б – Лихенология; в – Птеридология; г – Альгология.
21. Клетка, в которой нет оформленного ядра, принадлежит:
а – Бактерии; б – Растению; в – Грибу; г – Животному.
22. Мышцы крепятся к костям при помощи:
а – Надкостницы; б – Сухожилий; в – Хрящей.
23. Образование органических веществ из неорганических происходит в процессе:
а – Дыхания; б – Передвижения веществ;
в – Фотосинтеза; г – Поглощения веществ из почвы.
24. Основная функция митохондрий:
а – Синтез ДНК; б – Синтез АТФ; в – Синтез углеводов.
25. В отличие от организмов всех царств живой природы вирусы:
а – Не имеют клеточного строения; б – Это одна клетка без ядра;
в – Это одна клетка с ядром; г – Это спора.
26. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, тело которых состоит из гифов, - это:
а – Животные; б – Грибы; в – Растения; г – Лишайники.
27. Наиболее распространенными элементами в клетках живых организмов являются:
а – Кислород, углерод, азот, водород; б – Азот, водород, кислород, сера;
в – Углерод, фосфор, водород, кислород.
28. Факторы неживой природы:
а – Лишайники, мхи; б – Грибы, бактерии;
в – Вода, воздух, свет; г – Одноклеточные растения и животные.
29. Клеточная мембрана:
а – Обладает избирательной проницательностью для различных веществ;
б – Непроницаема; в – Полностью проницаема для любых веществ.
30. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:
а – Витамины; б – Минеральные соли; в – Гормоны.
31. Какая клетка изображена на рисунке?
а – Грибная; б – Животная; в – Растительная; г – Бактериальная.
32. Лес и водоем имеют много общего, так как они:
а – Представляют собой природные сообщества;
б – Представляют собой искусственные сообщества;
в – Заселены сходными видами растений и животных;
г – Расположены недалеко друг от друга.
33. Мхи в процессе эволюции достигли более сложного строения по сравнению с:
а – Папоротниками; б – Грибами ;
в – Водорослями; г – Лишайниками.
Вставьте пропущенное слово:
34. Хромосомы состоят из ДНК и хорошо видны в период...................... клетки.
35. Организмы, питающиеся растительной пищей, называют ……………первого порядка.
36. Одной из отличительных черт человека как биологического вида является членораздельная……....
37. Укажите название объекта экологии по составляющим его компонентам:
Биотоп + биоценоз = ………………………..
38. Большинство клеток состоит из ядра и цитоплазмы, покрытых снаружи……….
39. В любом сообществе существует ограниченное число трофических уровней, берущих начало отрастительных организмов, которые называются…….…...
40…..……. – наука о строении человеческого тела.
Задание 2.
1. Какова структура и функции ядра клетки?
2. На какие группы условно подразделяются факторы окружающей среды? По какому признаку факторы среды объединены в эти группы?
3. Перечислите существующие царства живого.
4. Чем отличаются понятия «местообитание» и «экологическая ниша»?
5. В чем различия между понятиями: «сообщество» и «экосистема»?
6. В чем проявляется приспособленность цветковых растений к опылению насекомыми?
7. Перечислите основные признаки живых существ.
8. Какими свойствами обладает водная среда обитания?
9. Какова организация (структура) любой экосистемы?
10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?

Задание 3.
1. Чем клетки человека и животных принципиально отличаются от клеток растений?
объяснение этому явлению.
9. Почему биологическое разнообразие играет большую роль в сохранении биосферы?
10. На рисунке показаны два проростка одного возраста. Опишите условия, в которых развивался 2. Почему чем сложнее система, тем выше ее устойчивость? Почему в обедненных сообществах (например, в сельскохозяйственных монокультурах) неизбежно массовое размножение насекомых-вредителей, сорняков и болезней?
3. Какой тип растительного сообщества (фитоценоза) в ряду: лес лиственный – кустарники – луг – степь характеризуется наибольшим разнообразием экологических ниш? Объясните ваш выбор.
4. Перечислите уровни организации живого вещества. Изучением какого уровня занимается наука –экология?
5. Какие признаки свидетельствуют о том, что лишайник – симбиотический организм?
6. Ученые считают, что в процессе эволюции доклеточных форм в клеточные структуры очень важным моментом было образование мембраны. Объясните почему?
7. Почему человек разводит, в основном, растительноядных животных? Приведите примеры разведения плотоядных.
8. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте проросток (А) по сравнению с условиями развития проростка (Б).
11. Что произойдет, если в природном сообществе уничтожить всех производителей органического вещества?
12. С какой целью человек создает заповедники и заказники?
13. Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями? Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод можно сделать из этого?
14. Чем объясняются различия в строении скелетов руки человека и передней конечности млекопитающих?
15. В чем основные особенности строения вирусов? Почему вирусы занимают пограничное положение между живой и неживой природой?
Задание 4.
1. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, массовый отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников (на примере оленей)? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?

2. Какие экологические проблемы биосферы являются наиболее острыми на планете в настоящее время? Приведите примеры. Какие проблемы наиболее актуальны в Калининградской области? Предложите возможные способы решения экологических проблем в вашем регионе.

3. Некоторые виды грибов имеют зеленую окраску таллома. Почему их нельзя отнести к царству растений, ведь наличие в клетках растений хлорофилла придает им зеленый цвет? Обоснуйте ответ.


 
nataliaДата: Воскресенье, 16.10.2011, 19:14 | Сообщение # 2
Мыслитель
Группа: Проверенные
Сообщений: 103
Награды: 3
Репутация: 0
Статус: Offline
Вопросы олимпиады по биологии 9 класс (2)

1.Встречаются ли «белые вороны» среди других птиц?
2. Что Вам известно о степном тарпане?
3. Почему так называются растения:
а) Петров крест б) Иван-чай в) Соломонова печать г) кошачья лапка?
4. Что такое СПИД? Пути передачи ВИЧ. Некоторые симптомы СПИД.
5. Служитель, ухаживающий за собаками, у которых была оперирована поджелудочная железа, заметил, что их моча привлекает мух. Анализ показал присутствие в моче сахара. Какова связь между этими явлениями?
6. Частота дыхания собаки в жаркий день может достигнуть 200-300 в минуту и обеспечивает не только газообмен, но и терморегуляцию. Как в организме человека регулируется теплообмен?
7. Дать определения биологическим терминам:
орнитология анаболизм вакцина.


 
Школьный форум » Олимпиады и конкурсы » Олимпиады и конкурсы » Олимпиады по биологии 9 класс
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


               

Copyright Alex Corp © 2024