anna | Дата: Понедельник, 26.12.2011, 12:52 | Сообщение # 1 |
Энциклопедовед
Группа: Модераторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
| Положение о проектно – исследовательской деятельности учащихся 1. Общие положения 1.1. Проектная деятельность учащихся организуется с целью повышения эффективности обучения на принципах проблемного подхода и с целью подготовки учащихся к успешной деятельности в информационно и технологически насыщенном мире. 1.2. В своей деятельности школа руководствуется законом РФ «Об образовании», документами школы и настоящим положением. 2. Задачи проектно-исследовательской деятельности 2.1. Задачи проектно-исследовательской деятельности: - обучать планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели на протяжении всей работы); - формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); - формировать умение анализировать; - научить составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); - формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). 3. Организация проектной работы учащихся 3.1. В проектную деятельность включаются учащиеся 4-11 классов. 3.2. Направление и содержание проектно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителем. 3.3. Процесс работы над проектом осуществляется через ряд последовательных этапов (подготовительный, технологический, презентативный, заключительный этапы). 3.4. Процесс подготовки проектов является планомерным и регулируемым. Общее руководство проектной работой в школе, ее координация, контроль за выполнением этапов, а также методическая и организационная помощь на каждом этапе осуществляются заместителем директора по учебно-методической работе. Проектную деятельность учащихся непосредственно организуют и руководят ею учителя, педагоги дополнительного образования, психолог. 3.5. Виды проектов: Исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, практико-ориентированные. 3.6. Формы проектов: Проект может иметь одну из следующих форм: - информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы; - проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы; - экспериментальная - описывает научный эксперимент, имеющий известный результат; - натуралистические и описательные, направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления; - исследовательская - творческая работа, выполненная при помощи корректной, с научной точки зрения, методики, имеющая собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления; - практическая работа, основной целью которой является не только разработка проблемы, но и ее реализация - изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы - презентация плана проведения какого-либо мероприятия или новой общественной организации 3.7. Проект может быть по содержанию как предметным, так и межпредметным, социальным и др. 3.8. Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации, инсценировки, игры, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты и т.д. 3.9. Ежегодно в феврале проводится школьная конференция, на которой производится презентация и защита проектных работ. 3.10. Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить преподаватели, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения, преподаватели вузов и иные квалифицированные работники. 3.11. Комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного обучающегося, определяет победителей конкурса проектных и исследовательских работ. 3.12. Состав комиссии определяется Методическим советом образовательного учреждения. Количество членов комиссии не должен быть менее 3-х и более 7 человек. 3.13. По решению комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы и конкурсы муниципального, регионального уровня. 3.14. Защищённый проект не может быть полностью использован в следующем учебном году в качестве отдельной проектной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы. 3.15. В общеобразовательном учреждении организуется фонд проектно-исследовательских работ, которым (при условии сохранности этих работ) могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью. 4. Основные характеристики проекта. 4.1. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта. 4.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. 4.3. Требования к оформлению титульного листа изложены в приложении 1. 4.4. Введение включает в себя ряд следующих положений: - любой проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема; - далее устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом; - формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели; - далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта; - завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость». 4.5. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический). 4.6. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи. 4.7. Общие требования к оформлению исследовательских работ Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом. Страницы в проекте считают с титульного листа, нумеруют со второго. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке по фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). 5. Процедура защиты проекта, представление на конкурс. 5.1. Не позднее, чем за две недели до установленного срока проект предоставляется руководителю проекта. 5.2. Процедура защиты состоит в 8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. 6. Критерии оценки проекта 6.1. Оценка проекта основывается на: Приложение 2 - уровне сложности выбранной работы; - соответствии содержания теоретической, практической и экспериментальной частей проекта поставленной цели и задачам; - лаконичности выступления при защите; - четкости ответов на поставленные вопросы; - актуальности выбранной темы, ее практической значимости и новизне.
Приложение 1
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №141 Красногвардейского района
Проект
Тема:
Выполнил:
Руководитель:
Санкт-Петербург 2011
Приложение №2 Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектно-исследовательской работы школьников. Классификация проекта Вид проекта Количество дополнительных баллов По продолжительности Среднесрочный Долгосрочный 1 2 По способу преобладающей деятельности Исследовательский Практико-ориентированный Реферативный Описательный 3 2 1 1 По количеству участников Индивидуальный Парный Групповой 1 1 2 По предметносодержательной области Монопроект Межпредметный в смежных областях Межпредметный в разных областях 1 2 3 По характеру контактов Внутришкольный Межшкольный Международный 1 2 4 С учетом координации С открытой координацией 1 Апробация Продолжение исследований по данной тематике Возможность практического применения Уже применяется 1 1 3 Особое мнение эксперта (с учетом системности) - 1–2 Максимальное количество дополнительных баллов 20 Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом дополнительных баллов – 120. Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов. Количество набранных баллов Уровень проекта до 60 баллов Низкий уровень 61-80 Средний уровень 81-100 Выше среднего уровня 101-120 Высокий уровень
Приложение 2 Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников. Этап работы над проектом Критерии, соответствующие этапам Характеристика критерия Подготовительный этап Актуальность Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий Планирование работы Осведомленность Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом Исследовательская деятельность Научность Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими Самостоятельность Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия Результаты или выводы Значимость Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения Системность Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы Структурированность Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта Интегративность Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы Креативность (творчество) Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности Представление готового продукта Презентабельность (публичное представление) Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта Коммуникативность Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности Апробация Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта Оценка процесса и результатов работы Рефлексивность Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?
Критерии оценки проектно-исследовательских работ
№ п/п Критерий Оценка (максимальное количество баллов) 1 Оформление (титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание работы, выводы, аккуратность) 3 2 Формулировка цели исследования или решаемой задачи 5 3 Описание исторических аспектов проблемы 2 4 Новизна и полнота изученной литературы 5 5 Ясность, логичность и последовательность изложения материала при описании работы 10 6 Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных) 20 7 Сложность выполнения работы 20 8 Наличие и качество обоснованно необходимого иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.) 10 9 Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче 15 Итого: 90
2. Защита работы
№ Критерий Оценка (максимальное количество баллов) 1 Своевременность представления тезисов доклада 1 2 Формулировка и обоснование цели исследования или решаемой задачи 1 3 Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы 1 4 Лаконизм изложения 1 5 Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.) 4 6 Чёткость обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче 2 Итого: 10
|
|
| |