| 
					| anna | Дата: Понедельник, 26.12.2011, 12:52 | Сообщение # 1 |  |  Энциклопедовед Группа: Модераторы Сообщений: 494 Статус: Offline | Положение о проектно – исследовательской деятельности учащихся 1. Общие положения
 1.1. Проектная деятельность учащихся организуется с целью повышения эффективности обучения на принципах проблемного подхода и с целью подготовки учащихся к успешной деятельности в информационно и технологически насыщенном мире.
 1.2. В своей деятельности школа руководствуется законом РФ «Об образовании», документами школы и настоящим положением.
 2. Задачи проектно-исследовательской деятельности
 2.1. Задачи проектно-исследовательской деятельности:
 - обучать планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели на протяжении всей работы);
 - формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
 - формировать умение анализировать;
 - научить составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
 - формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
 3. Организация проектной работы учащихся
 3.1. В проектную деятельность включаются учащиеся 4-11 классов.
 3.2. Направление и содержание проектно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителем.
 3.3. Процесс работы над проектом осуществляется через ряд последовательных этапов (подготовительный, технологический, презентативный, заключительный этапы).
 3.4. Процесс подготовки проектов является планомерным и регулируемым. Общее руководство проектной работой в школе, ее координация, контроль за выполнением этапов, а также методическая и организационная помощь на каждом этапе осуществляются заместителем директора по учебно-методической работе. Проектную деятельность учащихся непосредственно организуют и руководят ею учителя, педагоги дополнительного образования, психолог.
 3.5. Виды проектов:
 Исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные, практико-ориентированные.
 3.6. Формы проектов:
 Проект может иметь одну из следующих форм:
 - информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы;
 - проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы;
 - экспериментальная - описывает научный эксперимент, имеющий известный результат;
 - натуралистические и описательные, направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления;
 - исследовательская - творческая работа, выполненная при помощи корректной, с научной точки зрения, методики, имеющая собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления;
 - практическая работа, основной целью которой является не только разработка проблемы, но и ее реализация
 - изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы
 - презентация плана проведения какого-либо мероприятия или новой общественной организации
 3.7. Проект может быть по содержанию как предметным, так и межпредметным, социальным и др.
 3.8. Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации, инсценировки, игры, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты и т.д.
 3.9. Ежегодно в феврале проводится школьная конференция, на которой производится презентация и защита проектных работ.
 3.10. Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить преподаватели, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения, преподаватели вузов и иные квалифицированные работники.
 3.11. Комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного обучающегося, определяет победителей конкурса проектных и исследовательских работ.
 3.12. Состав комиссии определяется Методическим советом образовательного учреждения. Количество членов комиссии не должен быть менее 3-х и более 7 человек.
 3.13. По решению комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы и конкурсы муниципального, регионального уровня.
 3.14. Защищённый проект не может быть полностью использован в следующем учебном году в качестве отдельной проектной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.
 3.15. В общеобразовательном учреждении организуется фонд проектно-исследовательских работ, которым (при условии сохранности этих работ) могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.
 4. Основные характеристики проекта.
 4.1. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.
 4.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.
 4.3. Требования к оформлению титульного листа изложены в приложении 1.
 4.4. Введение включает в себя ряд следующих положений:
 - любой проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
 - далее устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
 - формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
 - далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
 - завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».
 4.5. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
 4.6. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.
 4.7. Общие требования к оформлению исследовательских работ
 Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
 Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
 Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
 Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом.
 Страницы в проекте считают с титульного листа, нумеруют со второго.
 Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
 Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц.
 Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.
 Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке по фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
 5. Процедура защиты проекта, представление на конкурс.
 5.1. Не позднее, чем за две недели до установленного срока проект предоставляется руководителю проекта.
 5.2. Процедура защиты состоит в 8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
 6. Критерии оценки проекта
 6.1. Оценка проекта основывается на: Приложение 2
 - уровне сложности выбранной работы;
 - соответствии содержания теоретической, практической и экспериментальной частей проекта поставленной цели и задачам;
 - лаконичности выступления при защите;
 - четкости ответов на поставленные вопросы;
 - актуальности выбранной темы, ее практической значимости и новизне.
 
 Приложение 1
 
 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
 средняя общеобразовательная школа №141
 Красногвардейского района
 
 Проект
 
 Тема:
 
 Выполнил:
 
 Руководитель:
 
 Санкт-Петербург
 2011
 
 Приложение №2
 Выставление дополнительных баллов с учетом вида проектно-исследовательской работы школьников.
 Классификация проекта	Вид проекта	Количество дополнительных баллов
 По продолжительности	Среднесрочный
 Долгосрочный	1
 2
 По способу преобладающей деятельности	Исследовательский
 Практико-ориентированный
 Реферативный
 Описательный	3
 2
 1
 1
 По количеству участников	Индивидуальный
 Парный
 Групповой	1
 1
 2
 По предметносодержательной области	Монопроект
 Межпредметный в смежных областях
 Межпредметный в разных областях	1
 2
 3
 По характеру контактов	Внутришкольный
 Межшкольный
 Международный	1
 2
 4
 С учетом координации	С открытой координацией	1
 Апробация	Продолжение исследований по данной тематике
 Возможность практического применения
 Уже применяется	1
 1
 3
 Особое мнение эксперта
 (с учетом системности)	-	1–2
 Максимальное количество дополнительных баллов	20
 Общее максимальное количество баллов за все критерии и с учетом дополнительных баллов – 120.
 Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по количеству набранных баллов.
 Количество набранных баллов	Уровень проекта
 до 60 баллов	 Низкий уровень
 61-80	 Средний уровень
 81-100	 Выше среднего уровня
 101-120	 Высокий уровень
 
 Приложение 2
 Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников.
 Этап работы над проектом	Критерии, соответствующие этапам	Характеристика критерия
 Подготовительный этап	Актуальность	Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий
 Планирование работы	Осведомленность	Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом
 Исследовательская деятельность	Научность	Соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими
 Самостоятельность	Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта без его непосредственного участия
 Результаты или выводы	Значимость	Признание выполненного авторами проекта для теоретического и (или) практического применения
 Системность	Способность школьников выделять обобщенный способ действия и применять его при решении конкретно-практических задач в рамках выполнения проектно-исследовательской работы
 Структурированность	Степень теоретического осмысления авторами проекта и наличие в нем системообразующих связей, характерных для данной предметной области, а также упорядоченность и целесообразность действий, при выполнении и оформлении проекта
 Интегративность	Связь различных источников информации и областей знаний и ее систематизация в единой концепции проектной работы
 Креативность (творчество)	Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое в контекст современной действительности
 Представление готового продукта	Презентабельность (публичное представление)	Формы представления результата проектной работы (доклад, презентация, постер, фильм, макет, реферат и др.), которые имеют общую цель, согласованные методы и способы деятельности, достигающие единого результата. Наглядное представление хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта
 Коммуникативность	Способность авторов проекта четко, стилистически грамотно и в тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности
 Апробация	Распространение результатов и продуктов проектной деятельности или рождение нового проектного замысла, связанного с результатами предыдущего проекта
 Оценка процесса и результатов работы	Рефлексивность	Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Характеризуется ответами на основные вопросы: Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем?
 
 Критерии оценки проектно-исследовательских работ
 
 №
 п/п	Критерий	Оценка
 (максимальное количество баллов)
 1	Оформление (титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание работы, выводы, аккуратность)	3
 2	Формулировка цели исследования или решаемой задачи	5
 3	Описание исторических аспектов проблемы	2
 4	Новизна и полнота изученной литературы	5
 5	Ясность, логичность и последовательность изложения материала при описании работы	10
 6	Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных)	20
 7	Сложность выполнения работы	20
 8	Наличие и качество обоснованно необходимого иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.)	10
 9	Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче	15
 Итого:	90
 
 2. Защита работы
 
 №	Критерий	Оценка (максимальное количество баллов)
 1	Своевременность представления тезисов доклада	1
 2	Формулировка и обоснование цели исследования или решаемой задачи	1
 3	Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы	1
 4	Лаконизм изложения	1
 5	Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.)	4
 6	Чёткость обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче	2
 Итого:	10
 |  |  |  |  |