средняя общеобразовательная школа № 141 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Адрес ОУ: 195030, Санкт-Петербург, ул. Коммуны, дом 32, корпус 4, литер "А" Посмотреть расположение на карте
Что такое рынок труда и рабочая сила Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы, трудовых услуг. В условиях рыночной экономики человек, который не производит товары на продажу, может продавать свою рабочую силу. Рабочая сила - это способность человека трудиться, его физические и умственные возможности, навыки и опыт. Для торговли рабочей силой и существует рынок труда. Труд - один из факторов производства, наряду с землей, капиталом и предпринимательскими способностями. Факторный доход от труда - заработная плата. Рынок труда имеет дело с особым человеческим капиталом - запасом знаний и способностей, накопленных работником. К субъектам, действующим на рынке труда, относятся: Наемные работники. Предприятия-работодатели. Профсоюзы. Государство Признаки конкурентного рынка труда Значительное число покупателей и продавцов услуг Услуги труда качественно однородны Покупатели и продавцы напрямую не влияют на ставку заработной платы, ее определяет спрос и предложение Наемный работник и предприниматели свободны в своих решениях: входе на рынок и выходе с него, смене работы В поведении работников и предпринимателей преобладает экономическая мотивация Спрос и предложение на рынке труда. Занятость Как и любой другой рынок, рынок труда регулируется спросом и предложением. Предложение формирует экономически активное население, которое готово работать. Спрос формируют платежеспособные работодатели, которым нужны рабочие руки. Спрос на труд - это объем услуг труда, который фирмы готовы приобрести при существующих ценах. Спрос на труд зависит от: Производительности труда. Уровня технологий. Состояния экономики и ее отдельных отраслей. Спроса на потребительские товары. Предложение труда - это объем трудовых услуг, который работники готовы предложить при существующих ценах на труд. Предложение труда зависит от: Численности населения. Уровня квалификации. Уровня зарплаты. Социальной и налоговой политики государства. В результате устанавливается равновесная цена рабочей силы, обеспечивается определенный уровень занятости. Занятость - это деятельность людей, приносящая им трудовой доход и связанная с удовлетворением их личных потребностей. Трудоспособное и нетрудоспособное население Общий уровень занятости - это процент занятого населения по отношению к общей численности трудоспособного населения. По критериям Росстата население делится на трудоспособных и нетрудоспособных граждан: Нетрудоспособное население - это дети до 15 лет, пенсионеры, инвалиды. Трудоспособное население - это женщины от 16 до 54 лет и мужчины от 16 до 59 лет, способные по состоянию здоровья трудиться. Среди трудоспособных есть: Занятые - имеющие работу наемные сотрудники, частные бизнесмены, госслужащие, самозанятые. Безработные - не имеющие работы, готовые приступить к работе немедленно. Выбывшие из состава рабочей силы - студенты, родители в отпуске по уходу за ребенком, домохозяйки, заключенные и т.п. Занятые плюс безработные - это и есть рабочая сила, экономически активное население страны. Рынок труда и заработная плата Заработная плата - это материальное вознаграждение за труд наемного работника. Компенсацией за труд помимо зарплаты могут служить дополнительные льготы, премии, обучение, страховка, служебное жилье и т.п. Размер зарплаты определяют такие факторы, как: Человеческий капитал - образование, квалификация, опыт работы, природные способности работника. Спрос - востребованность товара или услуги, производимой работником. Экономическая ситуация в стране и в мире. Особенности отрасли и региона. Условия труда. Заработная плата зависит также от прожиточного минимума, который служит нижней планкой для зарплаты. Прожиточный минимум - это уровень доходов, который необходим работнику для приобретения продуктов питания не ниже физиологических норм, для удовлетворения на минимальном уровне потребностей в одежде, обуви, транспорте, коммунальных услугах. Формы заработной платы Зарплата может быть повременной, сдельной и смешанной. Повременная зарплата - деньги платятся за отработанное время. Например, за час, за рабочий день, неделю или месяц. Сдельная зарплата - деньги платятся за количество и качество изготовленных изделий. Сдельная оплата труда зависит от объемов производимой продукции и потому относится к переменным издержкам. Например, рабочий может получать деньги за каждый собранный телевизор, а парикмахер - за каждую выполненную стрижку. Смешанные формы. Например, у работника может быть фиксированная часть зарплаты и часть, которую он получает в зависимости от полученной предприятием прибыли. Номинальная и реальная зарплата Различают номинальную зарплату и реальную зарплату. Номинальная зарплата - это конкретная сумма, она выражается в рублях, долларах или любой другой валюте. Реальная зарплата - сумма жизненных благ, которую можно купить за данную зарплату при данном уровне цен. Таким образом, реальная зарплата - это номинальная зарплата с учетом уровня цен и налогов. Государственное регулирование рынка труда Государство стремится не допустить высокого уровня безработицы: ведь он сдерживает экономический рост, ведет к падению уровня жизни, напряженности в обществе. В условиях смешанной экономики для борьбы с безработицей, смягчения ее последствий и более рационального использования трудовых ресурсов государство регулирует рынок труда. Главная цель государственного регулирования рынка труда - обеспечить полную занятости, то есть отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы (естественный уровень безработицы = фрикционная + структурная безработица).
2. Посмотреть материал урока и записать основные понятия в тетрадь. СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1 неделя 13.04,14.04, Урок 13.04.2020 и 14.04.2020 1. Провести мониторинг рынка труда Санкт-Петербурга. (используя следующие сайты: https://spb.hh.ru/; https://u.to/Bdv8Fw ; https://u.to/Btv8Fw https://u.to/oCtBEA
2. Отметить самые востребованные профессии Санкт-Петербурга в данных сферах деятельности, 10 направлений на свой выбор
Автомобильный бизнес Административный персонал Банки,инвестиции,лизинг Безопасность Бухгалтерия,управленческий учет,финансы предприятия Высший менеджмент Государственная служба, некоммерческие организации Добыча сырья Домашний персонал Закупки Инсталляция и сервис Информационные технологии, интернет, телеком Искусство,развлечения, масс-медиа Консультирование Маркетинг,реклама, PRМедицина,фармацевтика Наука, образование Начало карьеры,студенты Продажи Производство, сельское хозяйство Рабочий персонал Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты Страхование Строительство, недвижимость Транспорт,логистика Туризм,гостиницы,рестораны Управление персоналом, тренинги Юристы
3. Записать основные требования (5 требований) предъявляемые к соискателям.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОТПРАВЛЯТЬ по электронному адресу : [email protected] СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1 неделя 20.04,21.04,
УРОК 08.04.2020 1 группа 9-00 - 9-30 Урок 09.04.2020 2 группа
1.Познакомиться с материалом по теме"Экспертиза и оценка изделия"
ВИДЕО -7 минут
Материал - 1 страница формата А-4
Потребительские качества – это основные критерии, играющие решающую роль при выборе нужного изделия из нескольких альтернативных вариантов со схожими или близкими функциями. Список потребительских качеств обычно включает: функциональные, экономические, антропологические характеристики. Предлагает учащимся проиллюстрировать группы характеристик примерами из указанных качеств. Давайте разберемся, какие характеристики относятся к антропологическим. Что значит это слово? Антропологические характеристики учитывают человеческий фактор и соответствие изделия ему. Это те характеристики, которые отвечают за приспособление изделия к человеку, снижение дискомфорта, повышение эмоций оттого, что пользуешься данным изделием, уменьшение вредных воздействий. Выделяют следующие критерии антропологических характеристик: эргономичность, красота, безопасность, экологичность. Эргономичность обозначает степень удобства изделия, экономию времени и энергии при использовании предмета. Отмечает данные качества. А теперь представьте себе, что вы – дизайнер, которому заказали разработать именно электрический чайник. Рассмотрите его внимательно. Скажите, что вы должны были учесть, о чем вам нужно было подумать, чтобы разработать данное изделие?
Для дизайнера важную роль играет технологическая сторона проектирования. Он должен продумать все, что связано с трудоемкостью изготовления, стандартизацией и унификацией, использованием материалов, расчленением изделия на элементы и т.д. Все изделия проектируются для того, чтобы сделать жизнь людей лучше. Наше изделие тоже должно облегчить работу или небольшой кусочек жизни конкретного человека и украсить ее своим присутствием. Поэтому на этапе исследования будет полезно проанализировать изделия, аналогичные вашему, со схожими или близкими функциями, т.е. изделия с такими же потребительскими качествами. Чтобы понять,почему дизайнер сделал его именно таким, на что вам нужно обратить внимание при его разработке, и какие качества могут оказаться полезными для вашего случая.
УРОК 08.04.2020 1 группа 10-00 - 10-30 Урок 09.04.2020 2 группа
Научиться думать, как дизайнер нам поможет упражнение «Дизайн-анализ». Время выполнения -20 минут.
Цель дизайн-анализа – познакомиться с изделием и попытаться представить, как размышлял дизайнер, какие решения он принимал в процессе проектирования данного изделия. 2. Выполнить задание. Заполнить таблицу. (Название граф.) Атрибутный дизайн-анализ электрического чайника и принтера,
1.Изображение изделия: форма, размеры, детали 2.Оценка внешнего вида изделия 3.Способы производства деталей и способы их соединения 4.Материалы и их особенности 5.Назначение и функции изделия 6.Удобство и безопасность работы 7.Стоимость. 8.Соответствует ли она качеству изделия 9.Хотели бы вы его иметь и почему? ВЫВОД:я считаю, что при разработке электрического чайника важно обратить внимание на…………………………, потому что……………….Думаю, что в моем проекте ………………………………………………………. Для того, чтобы уточнить это мне понадобится…………………..
Дизайн-анализ
Такой анализ можно строить на основе следующих вопросов:
- Почему изделие имеет такую форму? - Почему выбраны именно эти материалы? - Какие методы изготовления были использованы? Почему? - Почему выбран такой размер изделия? - Насколько хорошо данное изделие удовлетворяет потребности людей? - Легко ли его использовать? Легко ли чинить? Обслуживать? - Насколько хорошо оно выполняет свои функции? - Какое влияние на окружающую среду оказали процессы изготовления изделия, его использования, утилизации? - Насколько безопасно изделие? - Сколько изделие стоит? Соответствует ли качество цене? - Приятно ли на него смотреть? - Каково качество его изготовления? Используемая литература: 1.Павлова М.Б., Пит Дж.Дизайн-подход как основа обучения (серия «Развитие детского творчества через технологические проекты»). - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 20002. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. / Под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО "Информ-система", 1995. 3. Ответы высылать по адресу [email protected]
1. Познакомиться с темой "Вязание крючком и спицами" в презентации (14 слайдов) по ссылкеВязание крючком
Урок в 12-00-12-30 -10.04.2020 2. Выполнить начальные элементы.ЕСЛИ НЕТ ДОМА КРЮЧКА, ТО СДЕЛАТЬ ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ 3.Посмотреть видео-урок (26 мин),ЕСЛИ ЕСТЬ КРЮЧОК И НИТКИвместе с видео уроком пробовать вязать.