Зенькович Светлана Леонидовна
Время работы: Понедельник - 09.00-14.00
Вторник – 09.00-14.00
Среда – 09.00 - 14.00
Четверг – 09.00 –14.00
Вторник – 09.00-14.00
Среда – 09.00 - 14.00
Четверг – 09.00 –14.00
Пятница 09.00 - 14.00
Словарь логопеда
Любые нарушения (отклонения, дефекты, недоразвитие, расстройства) речи обязательно предполагают их сравнение с нормой языковой и речевой. Следовательно, понятия о норме языка и речевой деятельности - это логически обязательная точка отсчета для определения разного рода лингвистических проявлений неправильной речи, ее отклонений, нарушений.
Отсюда соответственно вытекают представления и понятия:
о недостатках звукопроизношения: отсутствие, замена, искажение, смешение звуков,
нарушение фонематического восприятия;
о недостатках слово- и фразообразования: бедный словарь, искажение слов, опускание, перестановки морфем и слов во фразе, многочисленные аграмматизмы;
о мелодико-интонационных недостатках речи, характеризующихся отклонениями
в голосоподаче, нарушениями силы, высоты, тембра голоса: голос тихий, хриплый, визгливый, глухой, сдавленный, вялый, невыразительный;
о темпо - ритмических недостатках: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованная паузация, скандирование звуков, слогов и слов;
о недостатках письменной речи: неправильное буквенное восприятие (в чтении) и обозначении речевых звуков ( в письме), недописки, пропуски и смешения графем, несогласование и перестановки слов в предложениях, разные проявления письменного аграмматизма, недостатки чтения и письма.
Таким образом, для обозначения внешних проявлений речевых нарушений широко и преимущественно используются лингвистические понятия и терминология.
Исторически сложилось так, что начиная с древнейших времен, в риторических и педагогических сочинениях Марк Фабий Квинтилиан (римский учитель красноречия) и др., позднее Я.А.Коменский (великий чешский педагог 17в.), Ж.-Ж. Руссо (фрвнцузский писатель и философ 18в.), И.Г. Песталоцци ( один из основоположников дидактики начального обучения), М.Ю. Ломоносов ( величайший российский ученый 18в.), В.Ф. Одоевский ( прозаик, эстетик, литературный критик),К.Д. Ушинский ( русский педагог 19в.) и мн. др., в основные понятия правильной речи включали: ясность, отчетливость, чистоту произношения, богатство и точность используемых слов, содержательность, последовательность, логичность, грамматическую правильность, лаконичность, краткость и простоту выражений, Эмоциональную выразительность, умеренную громкость, сдержанность, умеренность и уместность жестикуляции. Красивую манеру поведения в разговоре и выступлениях.
Первые русские термины - обозначения нашли свое отражение в « Материалах для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского ( русский филолог - славист, этнограф). Эти термины-обозначения создавались по принципу описания дефекта или созвучия с ним. Например, по описанию: языкоболезние, косноязычный (коснение - медленность); по созвучию: заякливый ( от ИКЪ - икать, гутнявый ( от ГНЪ носовое созвучие), немый ( от НЪМЪ - созвучие с мычанием).
Отсюда соответственно вытекают представления и понятия:
о недостатках звукопроизношения: отсутствие, замена, искажение, смешение звуков,
нарушение фонематического восприятия;
о недостатках слово- и фразообразования: бедный словарь, искажение слов, опускание, перестановки морфем и слов во фразе, многочисленные аграмматизмы;
о мелодико-интонационных недостатках речи, характеризующихся отклонениями
в голосоподаче, нарушениями силы, высоты, тембра голоса: голос тихий, хриплый, визгливый, глухой, сдавленный, вялый, невыразительный;
о темпо - ритмических недостатках: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованная паузация, скандирование звуков, слогов и слов;
о недостатках письменной речи: неправильное буквенное восприятие (в чтении) и обозначении речевых звуков ( в письме), недописки, пропуски и смешения графем, несогласование и перестановки слов в предложениях, разные проявления письменного аграмматизма, недостатки чтения и письма.
Таким образом, для обозначения внешних проявлений речевых нарушений широко и преимущественно используются лингвистические понятия и терминология.
Исторически сложилось так, что начиная с древнейших времен, в риторических и педагогических сочинениях Марк Фабий Квинтилиан (римский учитель красноречия) и др., позднее Я.А.Коменский (великий чешский педагог 17в.), Ж.-Ж. Руссо (фрвнцузский писатель и философ 18в.), И.Г. Песталоцци ( один из основоположников дидактики начального обучения), М.Ю. Ломоносов ( величайший российский ученый 18в.), В.Ф. Одоевский ( прозаик, эстетик, литературный критик),К.Д. Ушинский ( русский педагог 19в.) и мн. др., в основные понятия правильной речи включали: ясность, отчетливость, чистоту произношения, богатство и точность используемых слов, содержательность, последовательность, логичность, грамматическую правильность, лаконичность, краткость и простоту выражений, Эмоциональную выразительность, умеренную громкость, сдержанность, умеренность и уместность жестикуляции. Красивую манеру поведения в разговоре и выступлениях.
Первые русские термины - обозначения нашли свое отражение в « Материалах для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского ( русский филолог - славист, этнограф). Эти термины-обозначения создавались по принципу описания дефекта или созвучия с ним. Например, по описанию: языкоболезние, косноязычный (коснение - медленность); по созвучию: заякливый ( от ИКЪ - икать, гутнявый ( от ГНЪ носовое созвучие), немый ( от НЪМЪ - созвучие с мычанием).
Для любознательных родителей
Важнейшим этапом обучения письму на первых этапах является проведение звуко-буквенного анализа слов. Если в этот момент не уделить достаточное внимание звуко-буквенному анализу, не дать ребенку необходимого для этой работы времени, успешного формирования навыка письма не произойдет.
Недостатки обучения на первом этапе закрепятся и скорректировать их в дальнейшем будет очень трудно. Анализ трудностей обучения письму показывает, что именно нарушения связанные с недостатками проведения звуко-буквенного анализа наиболее часты. До сих пор многие специалисты считают этот раздел работы на начальном этапе обучения легко усвающимся большинством детей и только в конце второго и третьего
классах, когда значительно возрастал объем работ, особенно выполняемых под диктовку, и дети делают десятки ошибок, начинают «бить» тревогу.
Следует отметить, что в подобных случаях у детей практически не страдает списывание, т.к. логика действия проста - от зрительного восприятия буквы к ее графическому выполнению. При письме под диктовку отсутствует опора на зрительный образ буквы. Нужно выделить и правильно определить фонему. Для этого необходимо проведение звуко-буквенного анализа.
Известный нейрофизиолог А.Р. Лурия доказал, что нарушения фонематического слуха
и звуко-буквенного анализа связаны с нарушением в деятельности левой височной области коры головного мозга отвечающей за этот аспект письма. Причины могут быть разные: родовые травмы,травмы в раннем детстве, результат каких-либо воспалительных процессов. Считается, что подобные микронарушения в деятельности отдельных зон Г.М. могут передаваться по наследству.
Особая « группа риска» при обучении письму- это леворукие дети (особенно при переучивании). У них проявляется практически весь комплекс нарушения почерка и проблемы в формировании навыка письменной речи.
В динамике от первого- четвертого кл. все показатели могут ухудшаться, приходиться менять руку. Здесь стоит говорить о более позднем созревании тех отделов коры головного мозга, которые « отвечают» за пространственный анализ.
У многих детей, если внимательно посмотреть на каждую линию при движении, можно заметить, что линия пишется не одним движением, рука ребенка словно спотыкается о невидимые препятствия, линии корявые, с дополнительными штрихами, утолщениями. Все это отражение тремора(дрожания). Почерк - это индикатор функционального состояния ребенка. У детей с выраженными нарушениями графики отмечаются нарушения в развитии нервной системы.
Сами собой эти проблемы не пройдут. Надо как можно раньше начинать работу с логопедом по корректировке звукопроизношения ( в дошкольный период),
формированию фонетико -фонематического восприятия и развитию звуко-буквенного анализа.
Недостатки обучения на первом этапе закрепятся и скорректировать их в дальнейшем будет очень трудно. Анализ трудностей обучения письму показывает, что именно нарушения связанные с недостатками проведения звуко-буквенного анализа наиболее часты. До сих пор многие специалисты считают этот раздел работы на начальном этапе обучения легко усвающимся большинством детей и только в конце второго и третьего
классах, когда значительно возрастал объем работ, особенно выполняемых под диктовку, и дети делают десятки ошибок, начинают «бить» тревогу.
Следует отметить, что в подобных случаях у детей практически не страдает списывание, т.к. логика действия проста - от зрительного восприятия буквы к ее графическому выполнению. При письме под диктовку отсутствует опора на зрительный образ буквы. Нужно выделить и правильно определить фонему. Для этого необходимо проведение звуко-буквенного анализа.
Известный нейрофизиолог А.Р. Лурия доказал, что нарушения фонематического слуха
и звуко-буквенного анализа связаны с нарушением в деятельности левой височной области коры головного мозга отвечающей за этот аспект письма. Причины могут быть разные: родовые травмы,травмы в раннем детстве, результат каких-либо воспалительных процессов. Считается, что подобные микронарушения в деятельности отдельных зон Г.М. могут передаваться по наследству.
Особая « группа риска» при обучении письму- это леворукие дети (особенно при переучивании). У них проявляется практически весь комплекс нарушения почерка и проблемы в формировании навыка письменной речи.
В динамике от первого- четвертого кл. все показатели могут ухудшаться, приходиться менять руку. Здесь стоит говорить о более позднем созревании тех отделов коры головного мозга, которые « отвечают» за пространственный анализ.
У многих детей, если внимательно посмотреть на каждую линию при движении, можно заметить, что линия пишется не одним движением, рука ребенка словно спотыкается о невидимые препятствия, линии корявые, с дополнительными штрихами, утолщениями. Все это отражение тремора(дрожания). Почерк - это индикатор функционального состояния ребенка. У детей с выраженными нарушениями графики отмечаются нарушения в развитии нервной системы.
Сами собой эти проблемы не пройдут. Надо как можно раньше начинать работу с логопедом по корректировке звукопроизношения ( в дошкольный период),
формированию фонетико -фонематического восприятия и развитию звуко-буквенного анализа.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ.
Эта форма двигательной нагрузки должна использоваться родителями при проявлении первых признаков утомления ребенка, при выполнении домашнего задания по русскому языку, математике и др. предметов. Это наблюдается примерно на 20-25 минуте после начала выполнения домашнего задания по предмету.
Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса
и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности и т.д.
Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность выполняемых заданий можно включением двигательных упражнений средней интенсивности.
Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста, для которых чрезмерные двигательные нагрузки( непрерывное письмо) нежелательны.
Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за письменным столом, выполняются упражнения : потягивание, разведение плеч, поднимание головы, вращение головой, наклоны, полунаклоны, выпрямление ног, дыхательная гимнастика.
Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз.
Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса
и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности и т.д.
Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность выполняемых заданий можно включением двигательных упражнений средней интенсивности.
Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей рук. Это обуславливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста, для которых чрезмерные двигательные нагрузки( непрерывное письмо) нежелательны.
Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за письменным столом, выполняются упражнения : потягивание, разведение плеч, поднимание головы, вращение головой, наклоны, полунаклоны, выпрямление ног, дыхательная гимнастика.
Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ «ТЕАТРА В РУКЕ».
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ----- « трепетание пальцев».
Упражнение выполнять 10-15секунд.
Упражнение выполнять 10-15секунд.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ.
1. Исходное положение ( и. п.) - сидя на стуле. 1-2-отвести голову назад и плавно наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя-руки на поясе. 1-поворот головы направо, 2-и. п., 3-поворот головы налево,
4 - и. п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя-руки на поясе. 1-поворот головы направо, 2-и. п., 3-поворот головы налево,
4 - и. п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК.
1. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1.- правую руку вперед, левую вверх. Переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И. п. - стоя или сидя, кисти на поясе. 1-2 свести локти вперед, голову наклонить вперед.
3-4 локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки опустить вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
2. И. п. - стоя или сидя, кисти на поясе. 1-2 свести локти вперед, голову наклонить вперед.
3-4 локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки опустить вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА.
И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1- резко повернуть таз направо. 2- резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 круговые движения тазом в одну сторону.
4-6 то же в другую сторону. 7-8 руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить
4-6 раз. Темп средний.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 круговые движения тазом в одну сторону.
4-6 то же в другую сторону. 7-8 руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить
4-6 раз. Темп средний.