В процессе обучения в школе каждый ребенок, взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашей школе 20 февраля 2014 года создана служба примирения.
Школьная служба примирения – это команда взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших курс подготовки по медиации, которая стремится:
- разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
- дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
- снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях
Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
Понятия "школьная медиация" и "служба школьной медиации"
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда спорящие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу.
Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.
Вместе с тем процедура медиации является не только эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, но и их предупреждения и профилактики.
Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.
Метод "Школьная медиация" - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Метод "Школьная медиация" вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человекоцентристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.
Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Школьная медиация не ограничивается территорией образовательной организации. Важную роль в интеграции метода играет вовлечение семьи при условии, что родители (законные представители), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В частности, в трудные, критические периоды их жизни и становления.
В свою очередь, в образовательной организации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (законные представители) будут ориентировать ребенка на медиативный подход.
Таким образом, метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.
Форма заявления
Миссия службы школьной медиации – развивать культуру мирного разрешения споров и цивилизованного взаимодействия в конфликтных ситуациях
Ценности службы школьной медиации:
Цивилизованное взаимодействие в конфликтной ситуации: восприятие участниками конфликтной ситуации друг друга как равноправных сторон, а не как препятствие или орудие для достижения своих целей.
Единство сторон в пространстве конфликта: участники конфликта несут ответственность за совместное создание и разрешение конфликта
Ориентация «выгода – выгода»: участники конфликта стремятся к извлечению максимальной выгоды из конфликтной ситуации для каждой стороны в настоящем и будущем.
Восприятие конфликта как способа как источника развития сторон: участники понимают смысл конфликта для каждого и активны в процессе формулирования проблемы и поиске ее решения.
Конструктивное поведение в конфликте: использование сотрудничества и компромисса как стратегий разрешения конфликта.
Личностный рост: приобретение опыта цивилизованного взаимодействия в конфликтной ситуации и использование приобретенных знаний в разрешении будущих конфликтных ситуациях.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов: восстановление позитивных отношений участников конфликта через исцеление причиненной боли и заглаживание причиненного вреда.
Цели службы школьной медиации:
распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;
помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Задачи службы школьной медиации:
проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов;
обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.
При возникновении конфликтных вопросов обращаться:
Руководитель школьной службы медиации: заместитель директора по воспитательной работы Майорова Оксана Александровна
социальный педагог Гильманова Анастасия Сергеевна
План работы службы школьной медиации ГБОУ СОШ №141 на 2024 - 2025 учебный год
Отчет ГБОУ СОШ №141 о работе школьной службы медиации за 2023-2024 учебный год