Четверг, 25.05.2017, 06:09
Приветствую Вас Гость | RSS


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 141  
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Адрес ОУ: 195030, ул. Коммуны, дом 32, корпус 4, литер "А"

 




Сведения об образовательной организации
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0






Профориентационная работа



Профориентация.
Профориентацию следует понимать как «комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых - формирование у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах».
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов индивида с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.
Выбор профессии можно сравнить с ходом решения творческой задачи, причем задачи со многими неизвестными, когда требуется учесть множество факторов. Школьнику, выбирающему профессию, нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые профессии предъявляют к человеку. Он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности, интересы. Как показывают исследования, подростки в возрасте 14-16 лет (а именно в этом возрасте около половины учащихся реально должны осуществить выбор) не в состоянии самостоятельно и адекватно выбрать профессию, так как при выборе они ориентируются только на один какой-либо признак и не могут всесторонне проанализировать ситуацию. Свободное, сознательное и обоснованное решение можно принять лишь на основе знаний всей ситуации выбора и умения ею управлять.
Прежде всего необходимы знания о мире профессий. Опрос школьников показал, что ориентация их в мире профессий довольно однобокая:  они называют в своих ответах всего около 20 профессий в то время, как их насчитывается около 40 тысяч.
Рассмотрим подробнее классификацию профессий,  по предмету труда .
I. «Человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек - природа» являются:  животные, условия их роста, жизни; растения, условия их произрастания. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
•    изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
•    выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
•    проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
•    развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
•    поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.
II. «Человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек - техника» являются: технические объекты (машины, механизмы); материалы, виды энергии. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
•    создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
•    эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
•    ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
•    хорошая координация движений;
•    точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
•    развитое техническое и творческое мышление и воображение;
•    умение переключать и концентрировать внимание;
•    наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек - знаковая система» являются: документы, чертежи, схемы, расчеты. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
•    работа с текстами на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик, переводчик);
•    расчет цифр, формул, таблиц (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
•    создание и расшифровка чертежей, схем, карт (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
•    работа со звуковыми сигналами (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
•    хорошая оперативная и механическая память;
•    способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
•    хорошее распределение и переключение внимания;
•    точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
•    усидчивость, терпение;
•    логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек - художественный образ» является: художественный образ, способы его построения. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
•    создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
•    воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
•    размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
•    художественные способности; развитое зрительное восприятие;
•    наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
•    знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек- человек» являются: люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
•    воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
•    медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
•    бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
•    информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
•    защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
•    стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
•    устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
•    доброжелательность, отзывчивость;
•    выдержка;
•    умение сдерживать эмоции;
•    способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
•    способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
•    способность владеть речью, мимикой, жестами;
•    развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
•    умение убеждать людей;
•    аккуратность, пунктуальность, собранность;
•    знание психологии людей.
Ребята, теперь попытайтесь сами проанализировать профессии с точки зрения ведущего предмета труда: учитель, врач, музыкант, агроном, лесник, сантехник, токарь, экономист и др.



Версия для слабовидящих:

+ Больший Шрифт | - Маленький Шрифт

2 сентября 2016 года  нашей школе исполнилось 110 лет!

 

Мой профиль

Гость
Поиск
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Концепция 2020





                 


Copyright Alex Corp © 2017